Идеи на миллионы: история устройств, изменивших автоиндустрию

Глядя на стандартный список оснащения машины, сложно представить, что когда-то кондиционер или круиз-контроль были статусными предметами; а некоторые устройства, например, навигатор, служили водителям задолго до начала цифровой эпохи. Кто и как их придумал — рассказывает АиФ.ru.

   
   

Климат-контроль

Существованию бытовых кондиционеров мы обязаны автомобильной промышленности. Хотя первая холодильная установка была разработана ещё в 1902 году, она могла применяться только в промышленных целях, так как в качестве хладагента там использовался ядовитый аммиак. Только в 1928 году химик автомобильной корпорации General Motors Томас Мидгли синтезировал безопасный фреон, что дало толчок к появлению привычных оконных кондиционеров.

Ничего удивительного, что первыми машинами с охлаждаемым салоном стали американские Packard (1940 год) и Cadillac (1941 год). Поначалу климатические установки были малоэффективными и безумно дорогими — более трети цены автомобиля! Кроме того, они занимали практически весь багажник. Усовершенствовать кондиционер смогла компания Chrysler. В её состав входило подразделение, специализировавшееся на климат-контроле, — AirTemp; оно было создано для оснащения холодильными установками высочайшего в то время небоскрёба Chrysler Building.

Полученный опыт позволил компании в 1953 году создать превосходный кондиционер для флагманской модели Imperial. Даже по нынешним меркам он неплох: охлаждение салона с 45 до 30 градусов занимало всего 2 минуты; установка не только охлаждала, но и проветривала салонный воздух, вытягивая сигаретный дым. Воздуховоды были замаскированы декоративными решётками, кроме того, водитель мог регулировать мощность обдува.

Круиз-контроль

Устройство, поддерживающее постоянную скорость движения, изобрёл американский конструктор Ральф Титор. Его судьба тесно переплетена с автопромом, хотя и трагически — в 1890 году в возрасте 5 лет Титор попал в дорожную аварию и ослеп. Проявив фантастическое упорство (в те времена обучающих программ для слепых не существовало), будущий изобретатель сумел окончить школу, а затем переехал в Пенсильванию изучать инженерное дело. До конца жизни Титор отказывался считать себя инвалидом, избегал помощи окружающих и даже редко прибегал к трости.

Идея создать круиз-контроль пришла ему в голову, когда он был уже состоявшимся, известным инженером. С присущим слепым обострённым восприятием он чувствовал, как его водитель непроизвольно сбрасывает газ, стоит им о чём-то заговорить. Это раздражало Титора, и в конце концов он придумал устройство, которое позволяет водителю, выставив необходимое значение скорости, вовсе убрать ногу с педали. Патент на него был получен в 1945 году, а спустя десять лет фирма Chrysler предложила покупателям новую модель Imperial, оснащённую круиз-контролем. За это изобретение и многочисленные усовершенствования в отрасли Ральф Титор был включён в американский Зал славы автоиндустрии.

Позже идею Титора развила компания Mercedes-Benz, создав в 1997 году адаптивный круиз-контроль — устройство, которое не только поддерживает скорость, но и может самостоятельно притормаживать или разгоняться, используя радар для слежения за обстановкой на дороге. Отметим, что в СССР также выпускались машины, оснащённые «круизом», однако распространения эта технология не получила ввиду небольшого количества автомобилей в личном пользовании.

   
   

Навигатор

Первый автомобильный навигатор появился задолго до начала спутниковой эры — в 1932 году. Его произвела на свет итальянская компания Inter-Auto. Естественно, устройство было полностью механическим: навигатор монтировался в автомобиль и прокручивал обычную бумажную карту; комплект таких карт хранился в рулонах. Что любопытно, скорость прокрутки зависела от скорости движения транспортного средства. Естественно, это было очень приблизительное позиционирование: перед началом движения нужно было заправить в устройство нужный рулон, а если водитель съезжал с дороги — Inter-Auto ничем не мог помочь.

Самую продвинутую версию бесспутникового навигатора реализовала компания General Motors в 1966 году. Устройство представляло собой бортовой компьютер, работавший на перфокартах. Они содержали информацию не только о маршруте, но и о полицейских постах, больницах, гостиницах и прочих объектах на пути; а также об ограничении скорости на разных участках. Для информирования водителя использовались звуковые и световые сигналы.

Позиционирование на дороге происходило за счёт обработки сигнала радиовышек, а также за счёт специальных магнитов, закатанных в асфальт на главных перекрёстках страны — повышенный магнетизм улавливали сенсоры, установленные в автомобиле. Это была дорогая, громоздкая, но работающая система: с её помощью действительно можно было путешествовать по США без карт. Для своего времени прибор был просто фантастикой, а его обладатель наверняка ощущал себя кем-то вроде Джеймса Бонда — ведь в комплект входил даже радиотелефон! Правда, он передавал только ряд закодированных сообщений: например, можно было вызвать службу спасения.

После того как СССР открыл космическую эру, запустив в 1957 году первый искусственный спутник Земли, началась новая технологическая гонка между сверхдержавами. Одним из её плодов стала глобальная спутниковая навигация. Долгое время эти системы были доступными исключительно военным: в США — GPRS, в СССР — «Циклоп» и «Цикада» (для морских судов), позже — ГЛОНАСС.

Первые приёмники весили сотни килограммов, были размером с комнату и требовали подготовленных операторов. Но технологии развивались стремительно, и уже в 1985 году в США появилось компактное автомобильное устройство — The Etak Navigator, прообраз всех современных спутниковых навигаторов.

Стеклоочистители

Можно ли представить себе автомобиль без дворников? С трудом. Но на заре автомобилизма водителям приходилось пережидать дождь, снег и вообще регулярно выходить, чтобы протереть стекло тряпкой. Такое положение дел не устроило американку Мэри Андерсон, и она придумала стеклоочистители. Идея приладить к стеклу щётки возникла у неё в 1903 году, после автомобильной поездки из Алабамы в Нью-Йорк; погода была ненастной, и водитель без конца останавливался, чтобы смахнуть со стекла осадки.

Первые дворники были механическими — кому-то в салоне приходилось крутить рычаг, чтобы щётки двигались. Хоть и утомительно, зато не нужно останавливаться! Нельзя сказать, чтобы Андерсон первой пришла в голову эта мысль, но, в отличие от других, ей удалось создать действительно работающий вариант, который легко можно было смонтировать в любом автомобиле. С её подачи в 1916 году дворниками стали комплектоваться все выпускаемые машины.

Примечательно, что автоматические стеклоочистители также разработала и запатентовала женщина: американка Шарлотта Бигвуд. А знакомый каждому водителю интервальный режим работы придумал американский изобретатель Роберт Кернс. В 1950-х стёкла большинства автомобилей стали выпуклыми, и возникла необходимость стандартизировать щётки — так появились современные каркасные стеклоочистители.

Ремни и подушки безопасности

Две эти опции безопасности неразрывно связаны: ремни пришли в автопромышленность из авиации в 1930-х годах; как и лётчики, автомобилисты с неохотой восприняли нововведение. Ещё бы, каждый раз их нужно было «подгонять» под себя, «быстрых» замков не существовало; пристегнуться было делом хлопотным. Кроме того, никаких особых исследований в области безопасности не производилось, поэтому автопроизводители конструировали ремни кто во что горазд.

Ситуация изменилась в 1958 году, когда компания Volvo наняла инженера Нильса Болина, ранее трудившегося над катапультируемыми креслами для шведских ВВС. Он предложил конструкцию трёхточечного ремня, ставшую стандартом отрасли. Что любопытно, исходный вариант был даже безопаснее последующих: ремень был статичным, он требовал точной подгонки, но хорошо уберегал от травм. Однако вскоре выяснилось, что люди ленятся возиться с регулировками. Тогда была внедрена инерционная катушка; она автоматически подтягивает ремень по фигуре, но в случае ДТП допускает большую инерцию тела, что приводит к значительным перегрузкам.

До появления удобного ремня с инерционной катушкой водители настолько ленились пристёгиваться, что инженеры принялись разрабатывать подушки безопасности — как заменитель ремня. Первый патент в этой области получил американский инженер Джон Хетрик в 1953 году. Он попал в небольшую аварию и, приложившись головой о приборную панель, задумался о мягком воздушном куполе, который бы защищал водителя.

Его идеями заинтересовались Ford и General Motors, но потребовалось почти двадцать лет, чтобы технологии доросли до необходимого уровня: в исходной задумке не решался вопрос определения момента удара, плюс, как выяснилось, баллон со сжатым воздухом не мог вовремя наполнить купол газом. В 1967 году американский изобретатель Аллен Брид предложил использовать шариковый датчик; кроме того, были созданы пиропатроны, способные надуть подушку за тысячные доли секунды.

В 1972 году с конвейера сошёл первый автомобиль с аирбэгом — Ford Taunus. Спустя год подушки безопасности появились в качестве опции у марок Oldsmobile, Buick и Cadillac. Вскоре была набрана статистика, изучив которую автопроизводители отказались от первоначальной задумки «подушки вместо ремней»; выяснилось, что выстреливающий купол зачастую ранит пассажиров.

В 1981 году компания Mercedes-Benz предложила для своего флагмана W126 систему безопасности, где подушка работала в паре с ремнём: в момент удара специальное устройство сначала выбирало свободную длину лямки, надёжно фиксируя водителя, а потом раскрывался купол подушки. Такое сочетание оказалось наиболее удачным и получило повсеместное распространение.