Гимн свободе. Как мотоциклы превратились в объект культа

Harley-Davidson. © / Shutterstock.com

Как и у всякой субкультуры, там существуют мифология и герои. Вокруг каких ценностей закручивается байкерская жизнь? 

   
   

Никакой иной вид транспорта не позволит пережить такое же чувство свободы и полёта, как мотоцикл. Неудивительно, что их владельцы объединяются в клубы. На данный момент в мире три гигантских клуба, имеющих представительства во всех крупных странах. Это Hells Angels, Outlaws, Bandidos. По количеству участников к ним приближается ещё и всемирная сеть Mongols. Однако она не обросла ещё подходящей мифологией для превращения в оформленное движение. 

Самым известным клубом является, конечно же, Hells Angels — «Ангелы Ада», члены которого ездят в основном на Harley-Davidson. 

Бородатые кочевники 

Американская субкультура байкеров родилась в пятидесятые годы как протест против социальной политики реакционных групп внутри США. Одними из первых оседлали стремление к свободе маркетологи из Harley-Davidson. Именно тогда была придумана маркетинговая политика, объединяющая людей, лояльных к марке. Компания стала продавать не только мотоциклы, но и стиль жизни, воплощающийся в одежде, обуви, мебели и даже в посуде. Каждый владелец мотоцикла Harley-Davidson имеет право вступить в «банду» единомышленников. 

Harley-Davidson. Фото: Shutterstock.com

Американские мотоциклы по духу напоминают американские автомобили и получили название chopper (дробилка) за тарахтящий звук мотора. Они большие, вальяжные и неповоротливые. Их отличает низкооборотистая V-образная двойка большого объёма. Рама, как правило, — стальной дуплекс, а посадка расслабленная без возможности встать на подножки. На таких мотоциклах удобно нестись далеко за горизонт по широким хайвеям, однако устраивать гонки по пересечённой местности лучше не стоит. Но есть среди них и настоящие монстры. Это Harley-Davidson VRSCF V-ROD Muscle. Объем двигателя у него превышает 1 литр, а мощность далеко переваливает за 120 л. с. Оседлать такой мотоцикл трудно даже бывалым мастерам. Есть ещё один культовый британский мотоцикл: Triumph Rocket с трёхцилиндровым рядным двигателем. Он также заслужил признание у американцев. 

Triumph Rocket. Фото: Shutterstock.com

Кстати, марка Triumph некогда считалась в среде байкеров «мажорной». Автор книги про «Ангелов ада» Хантер Томпсон ездил на Triumph, и байкеры относились к нему как к неженке. 

Гонщики из кафе 

В Великобритании существовали мотоциклы Triton, которые не уступают по культовости американским «Харлеям». Но их ценность немного иного характера. В пятидесятые годы в Англии существовало два крупных производителя мототехники: Triumph и Norton. Первый производил великолепные двигатели, а другой достиг успехов в шасси. В итоге молодеёь, помешанная на скорости, принялась конструировать из разных мотоциклов гибриды. Как правило, рама бралась от Norton, а двигатель — от мотоциклов Triumph. Название самоделок тоже стало гибридным — «Тритон» — из слогов слов «Триумф» и «Нортон». 

   
   
Triton. Фото: Shutterstock.com

Во времена войны заводы Великобритании перешли на единые стандарты, что и позволяло перебирать мотоциклы, словно конструктор. Взаимозаменяемость была на высоте. В итоге каждый «Тритон» уникален, так как имеет свою собственную комбинацию деталей и характеристик, подобранных под различные нужды. Кому-то была важна скорость, а другим — комфорт. 

Мотоциклетная тусовка на «Тритонах» стала собираться в Лондоне в кафе «Эйс» на Северной кольцевой дороге. Там же проводились и их заезды на время. С тех пор британские мотоциклы стали именовать кафе-рейсеры (Cafe Racer). Сейчас «Тритоны» считаются самыми стильными объектами культа среди ценителей винтажных моделей. 

Огненный итальянец 

Мотоциклетная субкультура достигла пика в шестидесятые-семидесятые годы, когда мотоцикл из средства передвижения превратился в образ жизни. Маркетологи в Европе искали свои способы привлечь покупателей, и на свет появились спортбайки. 

Итальянцы из Ducati с пятидесятых годов стали выпускать быстрые модели Ducati 100 Gran Sport с двигателем 98 куб.см, которые мгновенно захватили рынок Европы. Позже они взялись развивать 1300-кубовые моторы и изготовили уникальный четырёхцилиндровый агрегат мощностью 100 л. с.: Apollo. Мотоциклы были настолько быстры, что рвали под собой шины. В итоге пришлось делать упрощённый вариант мотора объёмом 750 куб. см и мощностью 60 л. с., который пошёл на модель SuperSport 750. Мотоцикл мог разгоняться почти до 215 км/ч при массе 185 кг. 

С семидесятых годов Ducati считается самым передовым производителем спортивных моделей в Европе. 

Ducati. Фото: Shutterstock.com

Турист из Баварии 

Мотоциклы BMW стоят несколько особняком. После войны руководство компании уже не хотело ассоциаций с военным прошлым и эксплуатировало образ предельной практичности. Внешний вид максимально демилитаризировался, и на первый план вышли мотоциклы, где во главу угла ставилась практичность. Баварцы теперь знамениты туристическими мотоциклами, предназначенными для дальних заездов. Культовыми считаются две модели. BMW R 90S выпускался с 1973 по 1976 и имел мотор объёмом 898 куб. см и мощностью 67 л. с. BMW R90S, получил спортивный внешний вид и первую в мире серийную облицовку для повышения аэродинамических свойств. 

Вторая модель под названием R100RS выпускалась с 1976 по 1984 и оснащалась двигателем объёмом 980 куб см мощностью 70 л.с. Этот аппарат считается идеальным с точки зрения аэродинамики и вооружился лучшей защитой от ветра и непогоды. Тем самым BMW основал класс спортивных туристических мотоциклов, где до сих пор царствует безгранично. 

BMW R100RS. Фото: Shutterstock.com

Японские производители всеми силами стараются подобраться к конкурентам, но их удел — великолепное подражание. Несмотря на то, что мотоциклы из Страны восходящего солнца могут превосходить по характеристикам американские «чопперы» или немецкие туристические байки, у азиатов пока не получилось выработать собственную идентичность. А без этого слагаемого ни одна марка не может стать по-настоящему культовой.