Для Skoda лифтбэк Octavia не просто важный автомобиль в линейке, а самый важный. Доказательство этому очень простая цифра – продажи Octavia в 2012 году составили 53% от всего модельного ряда. К выпуску третьего поколения компания, да и весь концерн Volkswagen, отнеслись очень серьёзно. В итоге получился очень гармоничный автомобиль с набором самых последних разработок из области безопасности, практичности и комфорта.
Разогрев публики начался ещё весной 2011-го, когда новый шеф-дизайнер Skoda Йозеф Кабан представил концепт VisionD, а затем и предсерийный MissionL. Осенью прошлого года наступление продолжилось в очень плотном графике. Все эти официальные тизеры и «случайно» попавшие шпионские снимки нагнетали интерес к будущей модели. Премьера была разбита на две части – первая до Нового года для журналистов, вторая – на Женевском автосалоне для всех. И вот автомобиль добрался до России. В автосалонах продажи начались с июня, причем сейчас идёт реализация машин чешской сборки. Ближе к осени «на прилавках» уже будет нижегородские изделия ГАЗа.
Внешность новой Skoda Octavia неоднозначна: поклонникам автомобилей концерна она явно нравится, но на мой взгляд она стала очень фольксвагенвской и утратила чешскую индивидуальность. Особенно это бросилось в глаза при первой встрече – уж больно насупленным и безразличным показался взгляд холодных фар. Но как только начинаешь смотреть на Octavia с изменённого ракурса, грани начинают играть как на бокале богемского стекла и автомобиль преображается. Тяжеловесность переходит в основательность, рубленность линий – в стремительность, а простота – в элегантность. Скучную, немецкую элегантность…
При более близком рассмотрении, обращаешь внимание на некоторые детали. Одна из самых необычных – выштамповка на крышке багажника, которая создаёт очень сложный рисунок. Вторая деталь – нижняя линия окна с хромированной окантовкой, которая поднимается наверх. Это необычное решение позволило сделать вторые двери достаточно широкими для комфортной посадки. При этом сглаживает последствия деления стекла на достаточно большие сегменты, один из которых может полностью погрузиться в пространство двери. У новинки достаточно интересная оптика – в головном свете впервые для марки используются светодиоды, а задние фонари имеют форму сдвоенных букв «С» (этим элементом Skoda слегка напоминает Audi A3, у которой правда огни заползали на крышку багажника).
Ещё одно новое впечатление – размеры. Они поменялись не сильно, но в отличие от одноплатформенников Volkswagen Golf, Audi A3 и Seat Leon (в базе общая для всех MQB), автомобиль производит впечатление седана бизнес-класса. Длина новой Octavia составляет 4659 мм (+ 90 мм), а ширина –1814 мм (+ 45 мм), высота – 1461 мм (- 1 мм). Колёсная база в зависимости от установленного двигателя составляет 2686 или 2680 мм (для версий с 1.8 TSI). Но даже в «коротком» варианте она превышает показатель предшествующей модели на 108 мм.
Увеличившееся внешние размеры положительно сказались и на пространстве внутри автомобиля. Спереди сидеть и так было удобно, а вот на втором ряду, по сравнению с предыдущем поколением, в области коленей в длину появилось ещё 47 мм, на уровне локтей в ширину – 26 мм и добавилось 14 мм от подушки заднего сиденья до потолка. Трём пассажиром будет вполне комфортно, ну разве что среднему будет мешать находящийся между передними креслами и сильно выступающий во второй ряд органайзер. Зато в нём прячутся четыре воздуховода и розетка.
При одной из самых больших колёсных баз в классе Octavia обладает просто гигантским багажным отделением в 568 л (при сложенных спинках сидений второго ряда – 1580 л). Сам же багажник можно назвать воплощением функциональности. В нём предусмотрены различные полочки, отделения, которые могут менять свое предназначение, а за дополнительные деньги можно установить различные сетки, превращающие пространство для багажа в головоломку «а что в Skoda ещё можно зафиксировать?».
Та же функциональность распространяется на всё внутреннее пространство салона. Уже в базовой версии предусмотрено вещевое отделение под сиденьем водителя (производитель рекомендует класть туда аварийный жилет). А в более дорогих комплектациях и опционально появляется куча предметов, с одной стороны напоминающих конструктор Lego, с другой – поражающих своей простотой и полезностью, как подставка по мобильный телефон, контейнер для мусора, регулируемый по вылету подлокотник и пр.
Отдельного упоминания заслуживает бардачок – в нём уже есть держатель для ручки, которая не будет громыхать во время движения, регулятор функции охлаждения (начиная с версии Ambition), а при покупке соответствующих опций (цена колеблется от 12 000 до 65 000 рублей в зависимости от комплектации и системы) CD- или DVD-дисковод, два гнезда под карты памяти SD.
Отдельная тема – навигация. На тестовой версии стояла система Columbus, которая очень чётко знала маршрут, не сбивалась, говорила по-русски, а сложности с картографией возникли только при проезде на полуостров Свияжск, к которому ведёт узкая дамба под автодорогу. Логика управление не очевидна, но вполне предсказуема и после нескольких минут общения алгоритм становится вполне понятен. Особенностью является услужливое появление нижнего меню: как только подносишь руку к экрану, оптический датчик даёт команду «всплыть» кнопкам на поверхность. «Дневной» и «ночной» режимы отображения карт завязаны с использованием внешних фар и меняются автоматически при включении ближнего света.
Но вся эта несколько унылая функциональность отступает, когда речь идёт о техническом содержании Octavia. В Россию будут поставляться автомобили с тремя бензиновыми двигателями с турбонаддувами и одним дизелем. Младший вариант представляет 105-сильный 1,2-литровый TSI, средний – 1.4 TSI мощностью 140 л.с., и топовый – 180-сильный объёмом 1,8 л. На любом уровне можно выбрать между «механикой» (5 или 6 ступеней) и роботизированной 7-ступенчатой DSG с двойным сцеплением. 2-литровый дизель мощностью 143 л.с. комплектуется только 6-ступенчатым гидромеханическим «автоматом». Ещё одно неоднозначное отличие между моделями – это схема задней подвески. На всех версиях, кроме 1.8, используется полунезависимая со скручивающейся балкой, а на топе – независимая многорычажная, с рычагами и стабилизаторами поперечной устойчивости.
Всё это многообразие испытать не удалось. Большинство тестовых машин были с моторами 1.8 и коробками 6МКПП или DSG, и только одна – 1.4 с «механникой» (которую впрочем тестировали более настойчивые коллеги). Все автомобили были в комплектации Elegance и отличались набором опциональных пакетов. В первый день досталась Octavia с МКПП, на второй с DSG.как только я оказалась за рулём, все вопросы к экстерьеру и интерьеру вылетели из головы. Главное – сразу правильно настроить окружающее пространство под себя, и смело получать удовольствие.
Как бы банально не звучала фраза о «получении удовольствия», на Octavia это действительно так. Причем это не только мое мнение: на первой контрольной точке у коллег были не менее озадаченные лица – как после просмотра ничего не обещавшего фильма, затронувшего все струны души. Всё в динамике заслуживает только похвалы – работа двигателя, переключение передач, комфорт подвески, работа электронных систем… И за всем этим ощущается не сиюминутное желание угодить, а долгая кропотливая работа и безграничный потенциал.
На дорогах близ Казани, которые и так славятся количеством камер фото- и видеофиксации, появилось множество патрулей ДПС, контролирующих обстановку в преддверии Универсиады, поэтому было принято решение выставить круиз-контроль на 90 км/ч и понять реакции подвески. Мелкие выбоины для неё практически не заметны, а более крупные машина проходит ощутимо, но делает это в очень разумных пределах. Уже на территории Марий Эл, когда на полупустых дорогах с почти идеальным покрытием, скорость иногда доходила до 150 км/ч проявилась слегка заметная продольная раскачка, которая моментально уходила после сбрасывания скорости.
Механическая коробка передач оставила самые лучшие ощущения – передачи переключаются чётко, ходы рычага достаточно короткие. Правда, пару раз на получилось сразу попасть в средний диапазон на повышении это обернулось небольшой потерей мощности, а при понижении скачком тахометра и рёвом из-под капота. Кстати двигатель во время движения слышно на уровне допустимого, да и от дороги шумоизоляция отменная, а вот после 110 км/ч появляются некомфортные аэродинамические шумы. Возвращаясь к коробкам, стоит отметить очень «экологичную» работу DSG – при любой возможности идёт повышение передачи, иногда это неоправданно. И при обгонах на скорости больше ста у неё бывают небольшие, но весьма ощутимые запаздывание, поэтому или нужно чуть раньше начинать увеличивать скорость, или переходить в ручной режим.
Как любой современный автомобиль в Skoda Octavia уделено внимание экологии и экономичному расходу топлива (жаль что их тоже нужно оплачивать отдельно). Самое простое – эко-советы, которые включаются и выключаются через основное меню. Более сложная система – «Старт-Стоп» двигателя, когда на светофоре машина глохнет. Причём происходит это очень незаметно, разница чувствуется только по чуть большему усилию при давлении на педаль газа и вдруг возникающему звуку заведённого мотора.
Как ни странно, но двух дней оказалось недостаточным для полного знакомства с автомобилем, настолько он напичкан технологиями и возможностями. Конечно, всё это богатство выбора доступно отнюдь не на базовых версиях.
Всего же предусмотрено три основных уровня оснащения: Active (от 589 900 рублей), Ambition (от 689 900 рублей) и Elegance (от 749 900 рублей). Во всех версиях присутствует вариант двигателя 1.2 TSI, и только на него распространяется комплектация Active. Минимальная стоимость Octavia с «автоматом» – 647 900 рублей. Перечислять все позиции каждой комплектации дело долгое, поскольку списки включают более 20 пунктов, и ещё есть три основных пакета опций (дизайн, безопасность и смешанный) с вариантами, и отдельные элементы. Стоит отметить, что по вазовской терминологии цена Octavia «в фарше» подбирается к отметке 1 200 000 рублей.
В таком диапазоне цен и возможностей у Skoda Octavia достаточно много конкуретов, начиная с популярного Ford Focus в кузове седан (от 542 000 руб.), Peugeot 408 (от 569 000 руб.) и Chevrolet Cruze (от 609 000 руб.), до «партнёров» по концерну Volkswagen Jetta (от 648 000 руб.) и седан Audi A3 (от 870 000 руб.). При реальной задаче по выбору автомобиля нужно очень внимательно сравнивать размеры, двигатели, оснащение, а ещё лучше пройти тест-драйв.
Подводя итог, можно сказать, что в очередной раз подтвердилась пословица о том, что встречают по одёжке, а провожают по уму. Skoda Octavia не является сверх современным с точки зрения дизайна автомобилем, но во всём остальном это стопроцентный ребёнок, крупнейшего концерна в мире. В ней собрано все лучшие технические решения, и добавлено ещё несколько умных штучек.
Минусы и плюсы
«+»
- одни из лучших размеров в классе;
- ходовая часть;
- почти неограниченные возможности конфигурации.
«-»
- неяркая внешность;
- в минимальной комплектации только младший двигатель;
- нет особенной подготовки для России.
Skoda Octavia (данные производителя) |
1.8 TSI |
Габариты (длина / ширина / высота), мм: |
4659 / 1814 / 1461 |
Колёсная база, мм |
2680 |
Снаряжённая масса, кг |
1315 (1330) |
Объём багажника, л |
568 |
Тип кузова |
лифтбэк |
Количество посадочных мест |
5 |
Двигатель, тип: |
Бензиновый с турбонаддувом |
Рабочий объём, см³ |
1798 |
Максимальная мощность, л. с.@об/мин. |
180 / 5100-6200 |
Макс. крутящий момент, Нм@об/мин. |
250 / 1250-5000 |
Трансмиссия |
6-МКПП (7 DSG) |
Тип привода |
передний |
Разгон до 100 км/ч, с |
7,3 (7,4) |
Макс. скорость, км/ч |
231 |
Расход топлива средний, л/100 км |
6,4 (6,1) |
В следующий вторник читайте тест-драйв Toyota Land Cruiser 200 в исполнении Александра Радулова | ||||
Смотрите также:
- Вождь «Быстрая птица». Тест-драйв Skoda Rapid →
- Мечта чиновника. Тест-драйв Skoda Superb →
- «Супербольшой». Тест-драйв Skoda Superb →