В последнее время количество поддельных шин резко увеличилось. На долю контрафакта приходится до 15% оборота всех типов колес. Продукция не всегда учитывается контролирующими органами и может представлять опасность для потребителей. Срок службы поддельных колес и их характеристики не совпадают с заявленными. Чтобы навести порядок на рынке с начала ноября 2020 года запускается новая система учета и маркировки автомобильных шин, а также пневматических покрышек для грузовиков и спецтехники. Теперь каждый автомобилист, благодаря смартфону и закаченному на него приложению, может проверить приобретаемые колеса на предмет подлинности, а также получить данные об их производителе, стране изготовления и даже скачать спецификации.
В три этапа
Запуск новой системы будут производиться в три этапа. Согласно постановлению правительства, с 1 ноября 2020 года запрещается производство и импорт немаркированных шин. Все шины должны содержать двухмерный штрих-код в формате Data Matrix, размещенный на наклейке, закрепленной на протекторе или на боковине колеса. Подобная этикетка может так же размещаться на внутренней поверхности резины.
Разрешается размещать дополнительное средство идентификации в виде гравировки или радиочастотной RFID-метки.
Все импортеры и производители шин должны заносить информацию о производстве и характеристиках продукции в открытую информационную систему. Тем самым можно будет проследить движение продукции от предприятия на склады, а оттуда в розничные торговые точки. Ретейлеры в соответствие с законом должны будут пополнять данные о каждой покрышке и о ее перемещениях. После продажи в магазине в базах данных должна производиться соответствующая пометка об убытии в пользование. Эта информация должна подкрепляться цифровым чеком продажи. RFID-метки существенно упрощают этот процесс.
Как этим пользоваться?
Система контроля за оборотом шинной продукции получила название «Честный знак». Чтобы воспользоваться ей каждый автомобилист может скачать одноименное приложение на смартфон и зарегистрироваться в информационном сервисе. Далее при наведении объектива на наклейку происходит автоматическое считывание штрих-кода Data Matrix и начинается обмен информацией по сети Интернет. На экране отображаются сведения о продукции. Отсутствие данных в приложении означает, что шины изготовлены не на российских предприятиях и прибыли в страну нелегально не через официальных импортеров.
В этом случае покупатель может оформить жалобу в контролирующие инстанции. При этом продавцу запрещается реализовывать шин с неприклеенными кодами, лежащими отдельно от колеса.
Ожидается, что подобная прозрачность при реализации шин поможет резко сократить оборот подделок.