Бренды объедут санкции. Зачем понадобились «Волги» и «Победы»?

Автомобиль ГАЗ-22 — «Волга». © / Александр Маркин / en.wikipedia.org

Глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что «есть мысли» по возрождению автомобильных брендов «Волга» и «Победа». При этом проект может быть реализован не только в Нижнем Новгороде, но и на других производственных площадках. В планах также восстановление «Москвича». Начало производства машин под этими брендами может стартовать в 2023 году. Зачем понадобилось возрождение отечественных марок и какие технические решения будут в них применяться?

   
   

Быстро разработать платформу не получится

Решение о возрождении еще двух брендов советского автопрома было озвучено министром промышленности и торговли Денисом Мантуровым на Петербургском экономическом форуме (ПМЭФ-2022). При этом не называется ни одной компании, которая бы могла стать партнером в этом начинании. Эксперты стали строить догадки, кто бы мог помочь в осуществлении задуманных планов.

Дело в том, что создание автомобильного бренда с нуля — чрезвычайно сложная задача. Если завод не располагает своей технологической школой и накопленным багажом знаний, то получить их больше неоткуда, кроме как от крупных автогигантов в Европе, США или Японии. К примеру, при создании всех платформ АвтоВАЗа использовались наработки западных инжиниринговых фирм, как и создание завода в Тольятти в целом зависело от FIAT. Первая модель выпускалась по итальянской лицензии и представляла собой доработанный FIAT 124 с адаптированной подвеской и трансмиссией.

Разработка уникальной платформы для производства автомобилей — сложная и трудоемкая задача. Существует лишь несколько крупных инжиниринговых центров, способных разрабатывать современные автомобили. К примеру, платформа переднеприводных машин «Гамма» разрабатывалась ВАЗом в тесной кооперации с Porsche, а также с дочерней фирмой FIAT под названием UTS.

Платформа для Lada Vesta разрабатывалась по контракту с канадской компанией Magna. Работы продолжались с 2008-го по 2011 год.

Поэтому быстро в течение года собственную архитектуру не разработать, а в условиях санкций надеяться на технологическую помощь от прежних партнеров слишком наивно.

Поэтому единственным решением видится кооперация с автопроизводителями из дружественных стран, которые готовы захватить российский рынок вместо ушедших французских и японских брендов. Для них предлагается завуалированная схема производства, при которой поступающие машинокомплекты будут собираться под какой-нибудь советской маркой. Примерно так работал конвейер на ГАЗе после прекращения производства классической заднеприводной «Волги». С американским концерном Chrysler был подписан контракт на поставку оборудования и комплектующих для производства устаревшей на тот момент модели Sebring под новым именем Siber. Затем на ГАЗ пришел Volkswagen и предложил более выгодные условия кооперации для сборки моделей под брендами Volkswagen и Skoda.

   
   
Автомобиль «Победа» - ГАЗ М-20. Фото: ru.wikipedia.org/ Gwafton

Каких производителей ждут?

Как рассказал эксперт Вячеслав Субботин, на ГАЗе построено современное производство, где используется оборудование широкого назначения, в том числе фирмы Eisenmann, на котором красили не только Volkswagen, но еще и Mercedes-Benz Sprinter. Завод может пойти на выпуск легковых машин под брендами «Волга» и «Победа», которые принадлежат ГАЗу, но лишь при взаимовыгодных условиях со сторонними производителями. Внутренних ресурсов у компании нет, потому как все силы направлены на выпуск коммерческого транспорта.

Как пишет РИ, если в Россию придет какой-то новый автопроизводитель, будь то Iran Khodro из Ирана или индийская Tata Motors, со своими уже готовыми моделями, то начать их выпуск на готовом конвейере проблем не составит. А переименование машин и навешивание на них шильдиков советских брендов позволит снизить санкционное давление на партнеров ГАЗа.

При этом встает вопрос, кто должен заниматься продажей выпущенных автомобилей? ГАЗу это неинтересно, потому как требует больших вложений. Под брендом «Волга» или «Победа» могут выступать сторонние специалисты, которые будут развивать дилерскую сеть, обеспечивать поставку запчастей и осуществлять гарантийное обслуживание, как это было в период сотрудничества с Volkswagen.

Поэтому возрождение советских брендов в краткосрочной перспективе возможно только при участии крупных иностранных компаний из Китая, Индии или даже Ирана.

Источники: rg.rurbc.ru