Автошедевры СССР. Какими советскими машинами можно гордиться?

ГАЗ-13 «Чайка». © / Екатерина Чеснокова / РИА Новости

У нас принято ругать отечественную автомобильную промышленность. Однако у советских и российских инженеров есть заслуги, которые повлияли на мировой автопром. Несколько отечественных моделей стали родоначальниками новых классов. Что это за машины?

   
   

«Чайка» как мечта миллионов

Самым красивым и желанным автомобилем советской эпохи стал ГАЗ-13 «Чайка». Разработка машины началась в начале 50-х годов, чтобы заменить устаревший к тому времени ЗИМ. Как тогда было принято, разработчики следовали американской автомобильной моде. В 1956 году на НАМИ для всестороннего изучения были доставлены премиальные Packard Caribbean и Packard Patrician, которыми вдохновлялись инженеры и художники. Главным дизайнером отечественной модели стал художник Лев Еремеев, работавший над обликом ГАЗ-21. Стилистика машин похожа, однако технически Packard и ГАЗ-13 разные. Да и кузов у советской модели получился более практичным.

Автомобиль вызвал неподдельный интерес среди советских граждан, но в отличие от ЗИМ «Чайка» в свободную продажу так и не вышла. Машина предназначалась только для государственных служащих среднего ранга. Хотя в разное время «Чайки» были подарены Валентине Терешковой, Фиделю Кастро, Георгию Жукову, Михаилу Шолохову, Галине Улановой и другим знаменитостям. На «Чайке» ездил и патриарх Пимен.

Социальная «Буханка»

По-настоящему удачной моделью был УАЗ 450, прозванный за внешний облик «Буханкой». Это была первая модель, которая должна была встать на конвейер ульяновского завода. Главным заказчиком были военные. Им был нужен полноприводный санитарный автомобиль, способный перевозиться вертолетами. Над разработкой машины в середине 50-х трудились специалисты НАМИ. Внешний облик разрабатывали дизайнеры Арямов, Долматовский, Кобылинский, Молчанов. Машина получилась легкой, проходимой, ремонтопригодной и на редкость эмоциональной, даже ироничной.

В основе машины лежало шасси от внедорожника ГАЗ 69. Мотор приспособили от «Победы», увеличив его объем до 2,4 л и мощность до 65 л. с. Трехступенчатая коробка передач и двухступенчатая раздатка давали в общей сложности 6 передач. Привод у первых моделей был только полный.

По сравнению с немецкими однообъемными Volkswagen Transporter это был колоссальный шаг вперед. Полный привод, хорошая геометрическая проходимость, большая вместительность и низкая цена мгновенно сделали машину популярной. В 1958 году началось производство санитарного фургона УАЗ 450А. Следом запустили грузовой фургон УАЗ 450. Ну а западные автопроизводители ввели подобные машины в свои модельные линейки.

УАЗ 450 стал незаменимым в степных регионах СССР, на селе, в Сибири и на Дальнем Востоке. По сей день этот социально значимый автомобиль заменить практически нечем.

   
   

Плавающая «Нива»

Всем известна полноприводная «Нива», которая стала первым в мире внедорожником малого класса и по праву ознаменовала рождение кроссоверов. Но мало кто знает, что в начале 1980-х годов Волжский автомобильный завод довел до стадии серийного производства более продвинутый внедорожник, который предназначался в первую очередь для вооруженных сил. Он мог преодолевать любые водные преграды в центральной России и отлично управлялся на дорогах общего пользования. В 1982 году была изготовлена опытная партия машин, которая прошла все необходимые испытания.

Автомобиль был сконструирован на базе серийной «Нивы» и фигурировал в заводской документации как «автомобиль для рыболовов и охотников». Для решения проблемы перегрева был перебран моторный отсек. В него установили увеличенный радиатор и дополнительный вентилятор с оригинальным воздуховодом. При выезде на воду водитель закрывал прорезь впереди и открывал прорезь сверху капота. Передний редуктор вывели за пределы герметичной капсулы.

Автомобиль получил штатную дугу безопасности, встроенную в силовой каркас кузова, которая защищала машину при падении. Крыша была складной, матерчатой, как на военных внедорожниках УАЗ. Тент сворачивался в рулон и размещался за задними сиденьями.

К 1982 году проект довели до испытаний. Автомобили побывали на озерах под Тольятти, затем их перевезли в высокогорье Памира, после направили в снега Ухты. Выявились проблемы с тормозной жидкостью, после чего жидкость сменили на всех Lada. Сразу после этого «Нивы» перевезли в пески Туркмении, где изучалась пылезащищенность двигателя и способность работать в жару. Проходимость машины на бездорожье изучалась на танковом полигоне в подмосковных Бронницах. В 1983 году машина ВАЗ-2122 прошла госиспытания и была готова к производству. Однако в период испытаний концепция развития транспорта для вооруженных сил поменялась. Поэтому в 1988 году проект был закрыт на стадии внедрения в производство.

Машины с роторным мотором

В 1982 году на выставке «Научно-Технического Творчества Молодежи» в Москве был показан роторный ВАЗ 21018. Это был серийный автомобиль, который предполагалось запустить в производство. Автомобиль решили делать мелкими партиями для нужд МВД и КГБ, для которых требовались быстрые спортивные модели.

Для спецслужб был разработан мотор с двумя секциями Венкеля РПД ВАЗ-411 суммарной мощностью 120 л. с. «Жигули» разгонялись до 100 км/ч за 9 секунд, а максимальная скорость достигала 160 км/ч.

В начале 90-х годов этот мотор был модифицирован, получил систему впрыска, и его мощность поднялась до 140 л. с. В 1991 году был выпущен ВАЗ 21079 с таким усовершенствованным мотором. Максимальная скорость машины достигла уже 180 км/ч. Тем самым, роторные ВАЗы могли догонять и преследовать любые иномарки той поры.

Правда, ресурс роторно-поршневых двигателей был невысок. Уже после пробега 40-50 тыс. км начинались проблемы с балансировкой роторно-эксцентрикового механизма.