55 лет спустя. В Сокольниках выставили американские автомобили 1959 года

55 лет назад в Москве состоялась первая американская национальная выставка «Промышленная продукция США». Это было одно из самых ярких событий того времени, повлёкшее за собой массу перемен. Именно тогда советские люди попробовали Pepsi (первым это сделал Никита Сергеевич Хрущёв, а дегустацию наблюдал вице-президент США Ричард Никсон), увидели чудеса бытовой техники, познакомились с американской модой, попробовали косметику, оценили современное искусство. Но, пожалуй, самыми яркими экспонатами стали американские автомобили.

   
   

Красота линий, внушительность размеров, небывалые объёмы двигателей и их мощность, экзотичные названия произвели впечатление на многих. Увиденные машины оставили след в жизни посетителей: кто-то стал инженером, кто-то, впечатлившись названиями цветов, художником. Об этом событии вспоминают многие люди, которые были связаны со становлением советского автопрома.

Представленные в 1959 году автомобили не были концептами или суперновинками. Все они выпускались серийно, но абсолютно все машины вошли в историю. Переведённые на русский язык названия моделей «Плимут Бельведер», «Кадиллак де Виль», «Шевроле» ( «Импала» и «Корвет»), «Форд Тандербёрд» навсегда заняли место в памяти людей. И вот некоторые из них опять появились в Сокольниках на выставке «Олдтаймер-Галерея».

Plymouth Belvedere

Невероятность этого экспоната в том, что это тот же самый автомобиль, который был привезён в СССР для участия в выставке. После её завершения Plymouth Belvedere остался в Союзе — он был куплен американским посольством и перекрашен в чёрный цвет. В 1969 году автомобиль попал на Мосфильм, где принимал участие в съёмках вплоть до 2004 года. Но, когда поддерживать его техническое состояние стало невозможно, машину забросили в каком-то из ангаров, где её и нашли представители реставрационной мастерской.

На выставке 1959 года Belvedere представлял компанию Chrysler. Он был воплощением спортивных купе, становившихся всё более популярными среди зажиточных граждан США. Первое поколение, появившееся в 1951 году, было не совсем удачным. Но при создании его последователя были учтены недочёты, и второе поколение полностью оправдало название Belvedere, что на итальянском значит «прекрасный вид», и рекламный слоган: «Внезапно. Это 1960-е!». Модель, как и другие Plymouth, оснащалась V-образными двигателями объёмом от 4,5 до 5,2 л. На этих моделях впервые устанавливались турбированные моторы и автоматические коробки передач с кнопочным управлением.

Plymouth Belvedere, 1954 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Cadillac de Ville первого поколения

«Характер езды и управления обусловлен новыми, исключительно комфортабельными сиденьями, безотказной рессорной подвеской на четырёх точках, множеством силовых приспособлений. Высокий уровень производства и инженерного искусства, очаровательная внутренняя отделка…» — так описывает переведённый буклет достоинства самого шикарного экспоната выставки 1959 года — Cadillac de Ville. Представленный на выставке седан был оснащён карбюраторным двигателем V8 мощностью 325 л. с. Стандартное оборудование включало усилитель тормозов, усилитель руля, автоматическую коробку передач, электрические стеклоподъёмники и электрорегулировку сидений по двум направлениям. Это был самый популярный Cadillac того времени — за первый год его продажи составили 53 тысячи автомобилей, несмотря на принадлежность к одной из самых дорогих марок. Выставочный образец остался в Союзе, став собственностью американского корреспондента.

Cadillac de Ville, 1959 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Chevrolet Impala

На выставке 1959 года этот автомобиль привлекал внимание тем, что был «разрезан» и можно было рассмотреть его устройство. Экспонат 2014 года — цел, но от этого не менее привлекателен. Седан с необычной скруглённой крышей появился в 1956 году в виде концепта, но самостоятельность и собственное имя модель получила не сразу. Необычный внешний вид всегда привлекал внимание к автомобилю, который был выпущен общим тиражом в 181 469 экземпляров. И это несмотря на то, что вариант с двигателем V8 был самым дорогим в модельном ряду Chevrolet. Рекламным слоганом Impala был: «Роскошный автомобиль для каждого американца».

   
   
Chevrolet Impala, 1958 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Chevrolet Corvette

Спортивное купе с кузовом из стеклопластика было прорывом даже для автомобилизированной Америки. Первое поколение Chevrolet Corvette было представлено в 1953 году, но до появления второго создали всего 300 экземпляров, которые были окрашены в белый цвет. До 1962 года было выпущено более 69 тысяч родстеров серии С1, имевших небольшие отличия в деталях кузова. Версия, выпускавшаяся с 1958 года, имела четыре фары, в машине появились тахометр и ремни безопасности. Corvette комплектовался инжекторным двигателем объёмом 4,6 л мощностью 270 л. с., достигал скорости в 60 миль в час (96 км/ч) за 11 секунд. На них ездили по обычным дорогам, а модифицированные версии успешно участвовали в гонках.

Chevrolet Corvette, 1959 г. Фото: Commons.wikimedia.org

Ford Thunderbird второго поколения

Ford был одним из самых привычных для советского человека иностранных автомобилей благодаря сотрудничеству с Генри Фордом при создании будущего Горьковского автозавода. Но таких автомобилей, как Thunderbird, в СССР ещё не видели. Двухдверный кабриолет с таким революционным именем (Thunderbird в переводе — «буревестник») никак не ассоциировался с рабочим классом. По сути, это был первый компактный автомобиль, созданный для состоятельного человека, который хотел управлять им сам, без привлечения водителя. Поэтому кабриолет был воплощением роскоши. Удачное сочетание размеров, характеристик и оборудования автомобиля позволили ему «прожить» до 2005 года, совершенствуясь на протяжении 11 поколений.

Ford Thunderbird, второе поколение, 1959 год. Фото: Commons.wikimedia.org