Состояние, несовместимое с жизнью
«АиФ.ru»: – Игорь Анатольевич, сегодня вы приехали к нам на интервью на «Ладе», скажите, а как вы относились к российскому автопрому, пока не стали президентом «АвтоВАЗа»?
И. К.: – Первой моей машиной был автомобиль «Лада» седьмой модели, и для меня это было очень серьёзное жизненное событие. Думаю, что и на большинство россиян отечественный автопром оказал очень серьёзное влияние, особенно «АвтоВАЗ». У большинства наших родителей и родственников были автомобили «Лада». К сожалению, за последние 20 лет это значение утратилось. Мы надеемся и для этого работаем, чтобы имидж и авторитет отечественного автопрома поднялся.
«АиФ.ru»: – Вы уже более трёх лет на посту президента компании. Как изменилась ситуация на «АвтоВАЗе» за это время?
И. К.: – Было другое ощущение и другая обстановка. Это можно проследить и по прессе, и по мнению государственных деятелей и чиновников, потому что мнение было не на нашей стороне. Ситуация была тяжелейшая: около 120 тысяч автомобилей на складе, многомесячные запасы, которые нужно было распродать, наступивший кризис, в начале 2009 года численность работающих составляла 105 тысяч человек. Сейчас мы производим практически такие же объёмы продукции, и численность у нас составляет около 68 тысяч человек. Это колоссальная задолженность, только по процентам мы заплатили около 8 миллиардов в 2009 году. Два месяца, в январе и августе, мы не работали, завод стоял, выплачивая 2/3 заработной платы рабочим. Оплата простоев составляла сумму также около 8 миллиардов. Это было состояние, которое обычно называют несовместимым с жизнью. Поэтому очень важно было быстро принять, может быть, острые и не совсем простые с точки зрения социальной и политической ответственности меры.
«АиФ.ru»: – Чего не хватает «АвтоВАЗу», чтобы стать конкурентоспособным брендом?
И. К.: – По оценке маркетологов альянса, если поставить рядом 2 автомобиля, на одном из которых будет написано «Лада», а на другом «Ниссан» или «Рено», то человек будет готов за автомобиль иностранного бренда заплатить 20–30 % сверху. На данном этапе это одна из основных проблем. Этот вопрос системный, он связан с восприятием, поэтому надо отдавать себе отчёт, что нам предстоят годы достаточно плотной работы над тем, чтобы люди воспринимали наши автомобили как качественные.
Конкуренты не дремлют
«АиФ.ru»: – Миссия «АвтоВАЗа» – создавать доступные автомобили. Сейчас очень много недорогих иномарок, как в таких условиях вы боретесь за покупателя?
И. К.: – Это непросто. Мы видим, что и наши конкуренты идут в наш сегмент, понимая, что это Россия, которая имеет такую особенность: людей, которые могут выделить до полумиллиона рублей на покупку нового автомобиля, большинство. Основные наши задачи достаточно простые – помимо привлекательного дизайна и обновления имиджа наших автомобилей, которые мы сейчас делаем с нашим новым главным дизайнером, мы понимаем, что нам нужно очень серьёзное внимание уделять эффективности и качеству, то есть работать над снижением себестоимости одного автомобиля и одновременно существенно повышать качество. Результаты уже стали появляться по тем показателям в эксплуатации, которые в наших автомобилях серьёзно улучшились. Количество дефектов и претензий от наших покупателей за последний год снизилось в 3 раза. Очень серьёзная работа ведётся с поставщиками. Не секрет, что большая часть дефектов, которые мы видим в автомобилях, создаётся нашими поставщиками и производителями, хотя, конечно, за конечный продукт отвечаем мы. За последние 3 года количество дефектов у наших комплектаторов мы снизили почти в 10 раз.
«АиФ.ru»: – То, что российские автомобили востребованы, видно по очередям на «Ладу Ларгус».
И. К.: – Оказалось, что «Ларгус» – очень востребованная машина, спрос на неё превзошёл даже наши оптимистичные ожидания. К нам постоянно поступают письма из разных регионов. Мы понимаем, что надо удовлетворить этот спрос. Вопрос заключается в том, что мы выходили на плановый объём, предъявляли очень высокие требования по качеству, особенно с учётом того, что на этой линии мы одновременно начали производить и «Ниссан». Сейчас мы уже вышли на плановый объём и, надеюсь, в ближайшее время ликвидируем дефицит и поставим большое количество автомобилей в дилерскую сеть. Слухи о том, что производство якобы прекращено, совершенно не обоснованы.
«АиФ.ru»: – Скажите, а почему нет онлайн-заказов на Ларгус?
И. К.: – Когда мы продавали «Гранту» и началась программа утилизации, мы стали проводить заказы в Интернете. У нас задача – максимально справедливо, прозрачно и понятно довести автомобиль до покупателя, создать систему, максимально удобную для покупателей. Это выразилось в том, что на дефицитные модели – «Ларгус» – при открытии заказа люди заходят и понимают, что заказ по их региону уже заполнен, и некоторые люди занимали и блокировали большую часть этого заказа по дефицитным автомобилям. Когда мы это увидели, мы сразу остановили и стали разбираться. Заказ онлайн не всегда отвечает справедливому и быстрому распределению автомобиля, особенно по дефицитным моделям. По этим моделям мы остановили онлайн-заказ. Когда мы найдём механизм доведения автомобиля до реальных покупателей, тогда мы опять вернём продажу онлайн, в том числе и по дефицитным моделям.
Новинки
«АиФ.ru»: – Планируется ли какой-то новый модельный ряд?
И. К.: – Мы планируем серьёзное обновление модельного ряда к тем автомобилям, которые мы запустили – «Гранта» и «Ларгус». К лету мы начнём продажи новой «Калины» в двух кузовах: хетчбэк и универсал. Дальше обновим «Приору», сделаем фейслифт во второй половине года. Вслед за этим мы собираемся выпустить новый автомобиль, на новой платформе, над которым сейчас активно работает наш новый дизайнер Стив Матин, «Лада-Б». Он много возьмёт от того концепта LADA ХRAY, который мы показывали на Московском международном автосалоне и который занял первое место среди концептов этого салона. Надеюсь, что дизайн понравится. Мы уже утвердили экстерьер и интерьер данного автомобиля и работаем с поставщиками. Работа идёт по плану. Надеемся, что порадуем людей этой новинкой. Что касается «Гранты» хетчбэка, в 2014 году мы запустим в Ижевске этот автомобиль. Далее будут автомобили, над которыми мы работаем. Это «высокий хэтчбек», кроссовер и остальные. Мы серьёзно работаем над расширением нашей продуктовой линейки.
«АиФ.ru»: – Что вы можете рассказать о модернизации ЛАДА 4×4?
И. К.: – Мы рассматриваем возможность модернизации LADA 4×4. Это автомобиль, который даже в кризисное время был самым востребованным, на него всегда был спрос. Мы проводим модернизацию автомобиля и отдельных его узлов. Серьёзная модернизация будет в 2016–2017 году.
«АиФ.ru»: – Почему компания не выпускает машины для инвалидов?
И. К.: – Хороший вопрос. Раньше были автомобили, которые специально производились для людей с ограниченными способностями, сейчас таких автомобилей нет. У нас есть возможности. Мы предлагали год назад взять на себя заказ по производству автомобилей для людей с ограниченными возможностями на базе «семёрки». «Семёрку» сейчас сняли с производства, но мы готовы на базе «Гранты» производить подобный автомобиль. Причём со своей стороны мы готовы взять обязательства о том, что удорожание по сравнению с базовой версией будет минимальным. Я думаю, что вряд ли можно найти на рынке такие примеры, когда специально переоборудованный для людей с ограниченными возможностями автомобиль будет стоить на 7–8 тысяч дороже. Мы понимаем, что если программа пойдёт и будет заказана государством, то мы обязательно это сделаем. Мы готовы делать это практически по себестоимости, не пытаясь заработать дополнительные средства на этом. Мы недавно беседовали с нашими социальными ведомствами. Мне показалось, что они проявили интерес. Было бы хорошо, если бы данная инициатива нашла поддержку и решение.