250 км без подзарядки. Зачем нам электрический Lada e-Largus?

Компания АвтоВАЗ представила в Ижевске свой серийный электрокар Lada e-Largus, который могут начать производить опытными партиями уже в конце 2022 года. Автомобиль имеет несколько блоков батарей с запасом хода в 300-400 километров. Коммерческая версия машины располагает уменьшенной батареей и запасом хода в 250 км. Насколько эффективным может быть такой автомобиль в России и кто его потребитель?

   
   

Какая конструкция?

С появлением программ стимулирования продаж электрокаров автопроизводители посчитали это направление выгодным. АвтоВАЗ провел презентацию электрического Lada e-Largus, который, как заявляется, уже готов к сборке.

Делать планируют пятиместные и семиместные версии электрического e-Largus. Тольяттинские инженеры планируют ставить никель-кобальт-магниевые либо литий-железо-фосфатные аккумуляторы, которые способны выдавать энергию на 350-400 км пробега. Будут и коммерческие фургоны e-Largus, у которых запас хода должен быть меньше — всего 250 км. Однако грузоподъемность фургона возрастет с 500 кг до 800 кг, что будет выгодно для развозных фирм.

Все машины получат мультимедийную систему, камеру заднего вида, систему стабилизации, подушки безопасности, АБС, климатическую установку, а также электрический усилитель руля вместо гидроусилителя, что теоретически в будущем позволит установить на машину и систему автоматической парковки.

Кто потребитель?

Основной потребитель таких автомобилей сконцентрирован в крупных городах. Электрокары могут работать в каршеринге, где они очень эффективны и не требуют больших затрат на обслуживание.

Главное их преимущество — отсутствие сложного двигателя внутреннего сгорания и коробки передач. А значит такая машина не требует ежегодных вложений в масла, фильтры и прочие дорогие расходники. Кроме того, для нее не требуется большого количества бензина. Электроэнергия в разы дешевле, а ограниченного запаса хода в 300 км вполне достаточно, чтобы удовлетворить потребности в нескольких коротких поездках внутри города.

Крупные каршеринговые компании, которые фактически уже вытеснили личные автомобили из центра столицы, готовы покупать электромобили и предлагать их пользователям.

   
   

Недостатки электрокара

Однако есть у представленного e-Largus и недостатки. В то время как Tesla и прочие производители специально разрабатывают для электромобилей новые кузова с предусмотренным местом для блоков аккумуляторов, в российском e-Largus для удешевления производства используется старый кузов. Батареи там распределены в разных местах. Часть блоков стоит в нише для бензобака, а другие — в подкапотном пространстве. Подобная конструкция ведет к неидеальному распределению масс и, следовательно, к потере управляемости.

Кроме того, это небезопасно. Зоны спереди и сзади от осей при столкновениях подвергаются серьезной деформации, которая способна нарушить герметичность корпуса аккумуляторов. А литиевые батареи пожароопасны. При ударах и контакте наполнителя с воздухом они легко загораются и не тушатся водой. Несколько резонансных аварий автомобилей Tesla показали, насколько трудно ликвидировать пожары электромобилей. Приходится применять пену для ограничения доступа кислорода. Однако при ее растворении пожар может вспыхнуть вновь.

Поэтому практически все разработчики электромобилей размещают батареи под полом, между передней и задней осью, чтобы минимизировать риск их повреждений.

Если же батареи будут находиться в подкапотном пространстве, то есть в зонах деформации кузова, то велика вероятность возникновения пожаров при лобовых столкновениях.

Кроме того, электрокары на основе Largus будут в разы дороже. По данным конструкторского бюро «Спектр», стоимость электрокара на основе стандартного кузова можно оценить в 3 млн рублей. При этом цена батарей — 2,5 млн рублей. А срок их службы составляет примерно восемь-десять лет.