Авторынок показал дно: продажи упали до критического минимума

Прошлый месяц наверняка войдёт в историю российского авторынка как «чёрный февраль»: по данным организации «Ассоциация европейского бизнеса» (АЕБ), продажи новых машин сократились сразу на 37,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (АППГ), до 128 тысяч машин. Такое падение в одночасье поставило на грань банкротства множество дилерских сетей; возможно, что машины наиболее «убыточных» марок вскоре станет просто некому реализовывать. Неутешительно выглядят данные и по вторичному рынку: здесь падение составило 22,5% к АППГ (333 тысяч проданных машин) — такие данные обнародовало аналитическое агентство «Автостат».    
   

По словам председателя АЕБ Йорга Шрайбера, худшее ждёт впереди: пока у дилеров ещё остаётся запас экономического «балласта» для сдерживания розничных цен, плюс — статистику продаж «вытягивают» автомобили, заказанные в прошлом году. Но к апрелю – маю эти ресурсы истощатся, и вот тогда результаты обвала рубля рынок ощутит в полной мере. Наблюдаемая сейчас стабилизация национальной валюты, по словам Шрайбера, даёт повод для сдержанного оптимизма — но связанные с ней положительные тенденции станут ощутимы нескоро, в долгосрочной перспективе.

Большинство марок, по данным АЕБ, потеряли 40–50% продаж (Nissan, Toyota, Mazda, Volkswagen, Mitsubishi, Mazda и т. д.) Отметим, что Lada показала результаты выше средних, сохранив лидерство: −23,6% (41 тыс. проданных автомобилей). Пьедестал бюджетного сегмента с ней делят Hyundai (-13,2%, 25 тысяч машин) и KIA (-12,5%, 23 тысячи авто).

Но есть и те, кто провалился существенно ниже среднего рыночного показателя, — это Chevrolet (-74%), Ford (-78%), Citroen (-83%), Peugeot (-84%) и Honda (-90%). Такое падение, видимо, можно объяснить запаздыванием со сменой модельного ряда в России: интерес покупателей падает, а цены, наоборот, растут. Так, например, у Honda младший в линейке седан Civic уже «перешагнул» миллион рублей, в то время как конкуренты ещё держатся в пределах 900 тысяч; а новые модели Pilot и CR-V всё никак не доедут до отечественного потребителя.

Безмятежной гаванью в бушующем рыночном море традиционно является премиум-сегмент: так, продажи BMW скромно выросли на 6%; на 11% поднялся Lexus; плюс 18% прибавил Mercedes-Benz. А продажи Porsche так и вовсе подпрыгнули, достигнув рекордных +119% (381 реализованный автомобиль). Не стоит удивляться такой статистике: как показывает опыт прошлых лет, продажи «премиума» в России всегда растут как на дрожжах во время любого кризиса.

Что касается вторичного рынка, то там лидеров нет: в минусе оказались все марки без исключения. Как обычно, ТОП-5 самых продаваемых брендов возглавляет Lada (-21,1%, 103 тысячи проданных машин), а самой популярной машиной на «вторичке» остаётся ВАЗ 2107. Следом традиционно идёт Toyota (-29,1%, 37 тысяч авто); далее Nissan (-25%, 17 тысяч авто); Chevrolet (-25,4%, 12,7 тыс. авто) и Ford (-24,7%, реализовано 12,4 тыс. авто). В ТОП-10 вторичного рынка также вошли Hyundai, Volkswagen, Mitsubishi, Honda и Renault со средним результатом −24,6%.

Смотрите также: