Тупик и красный свет. Авторынок в РФ ждут смутные времена

Головокружительные скачки курса национальной валюты, подешевевшая нефть и общее ощущение надвигающегося экономического кризиса, помноженные на продолжающийся с 2013 года упадок авторынка, ежедневно приносят безрадостные новости. АиФ.ru свёл их воедино, чтобы понять, что происходит с отечественным автомобильным рынком и что ждёт его в будущем году? 

   
   

Иностранные бренды, импорт

Импорт легковых автомобилей в 2015 году может упасть более чем вдвое. Такие данные приводят «Ведомости», ссылаясь на аналитическое агентство «Автостат», «ВТБ капитал» и НП «Объединение автопроизводителей России». Причиной для этого станет снижение покупательной способности россиян из-за падения рубля. По итогам года, считают эксперты, в страну будет импортировано не более 280–300 тысяч машин (против 560–600 тысяч в нынешнем году). Отметим, что некоторые автоконцерны временно приостановили приём заказов до стабилизации курса и пересчёта цен — среди них такие известные бренды, как Audi, General Motors, Jaguar Land Rover; концерн BMW заявил, что перераспределит часть машин, предназначавшихся для России, на другие рынки.

Вокруг крупного поставщика автомобилей в Россию, корейской компании Kia, разгорелся скандал: как сообщает «Коммерсант», ссылаясь на собственные источники, компания прекратила отгрузку полностью оплаченных автомобилей. Хотя в официальном письме Kia даёт указание дилерам не производить оплату с 18 декабря, издание утверждает, что клиентам, купившим машины ранее указанной даты, ПТС всё равно не выдаются. Источники «Коммерсанта» убеждены, что таким образом Kia хочет подтолкнуть покупателей расторгнуть договор, чтобы впоследствии продать машины ещё раз — но уже по новому курсу.

Иностранные бренды, российская сборка

Не лучше обстоят дела с иномарками отечественной сборки: группа Volkswagen, являющаяся крупнейшим инвестором в российскую автопромышленность и владеющая собственным предприятием в Калуге, намерена до конца года уволить 600 работников завода. В 2015 году сокращения будут продолжены: ещё 200–400 человек ожидает увольнение. Таким образом, персонал завода сократится сразу на четверть. Отметим, что этой осенью предприятие трижды было вынуждено приостанавливать работу в связи с падением спроса на автомобили. Как утверждает издание «За рулём.РФ», подобные сокращения ожидают все российские сборочные площадки, так как ажиотажный предновогодний спрос на машины сменится глубоким падением рынка после окончания праздников.

Уверенней других на российском рынке чувствуют себя японские бренды. Три производителя — Toyota (завод в Шушарах), Mitsubishi (завод в Калуге) и Mazda (завод в Приморском крае) — заявили, что не собираются пока что менять ни объёмы выпуска, ни цены из-за снижения курса рубля. Как заявили ТАСС в пресс-службе Mazda, в России автокомпания ведёт расчёты в рублях, поэтому колебание курса оказывает на неё незначительное воздействие.

Отметим, что кризис — неплохое время для новых бюджетных марок, чтобы закрепиться на рынке. Так, по информации издания URA.ru, пермские автодилеры, представляющие китайские бренды, фиксируют смещение покупательского интереса в сторону недорогих автомобилей из КНР. Возможно, рассчитывая на сохранение этой тенденции, китайский производитель Lifan заявил, что не отказывается от планов построить собственный завод в особой экономической зоне «Липецк».

Что касается роста цен на «отечественные иномарки», в новом году он может составить 20%. Об этом АиФ.ru рассказал ведущий аналитик агентства «Автостат» Азат Тимерханов. Причина, по его мнению, кроется в низком уровне локализации: большинство заводов осуществляют только крупноузловую сборку, импортируя до 60–70% комплектующих. Наибольшая степень локализации, по словам Тимерханова, достигнута предприятием «Рено Россия» — 70% деталей производятся в России.

   
   

Отечественные бренды

Если подорожание иномарок в связи с ослаблением рубля вполне прогнозируемо, то рост цен на российские автомобили станет для многих неприятным сюрпризом. Как заявил президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон изданию «АвтоСреда», завод готовится пересчитать стоимость модели Lada Vesta, которая ещё не поступила в серийное производство. Ранее заявлялось, что её цена составит 400 тысяч рублей, однако, как объяснил Андерссон, она была рассчитана, исходя из курса 42 рубля за евро. Если в 2015 году курс составит 55 рублей, то цена Vesta возрастёт до полумиллиона. При 70 рублях — 550 тысяч рублей. При этом президент «АвтоВАЗа» подчеркнул, что его волнует не изменение цены, а конкурентоспособность машины — она в большой степени зависит от качества сборки.

Над изменением цен думают и другие российские производители. Издание «Авто Mail.ru», ссылаясь на собственные источники, сообщает, что в скором времени могут подорожать недавно дебютировавшие Газон-Next и UAZ Patriot. Причиной для этого является большое количество иностранных деталей в конструкции автомобилей, которые приобретаются Ульяновским заводом за валюту. Например, Газель-Next комплектуется китайским двигателем Cummins. Отметим, что ГАЗ собирается выпустить на рынок битопливную (бензин + газ) версию новой «Газели», мотором для которой послужит отечественный УМЗ нового семейства Evotech. Ожидается, что цена на неё будет ниже.

Автокредитование

Дополнительным негативным фактором для отечественного авторынка стало повышение ключевой ставки ЦБ. На этом фоне другие российские банки или отказываются от автокредитования, или повышают ставку. Как сообщают РИА Новости, Сбербанк России с 22 декабря прекратил прием заявок на автокредитование, но это не касается дочернего «Сетелем банк», через который выдаётся основная часть автокредитов группы «Сбербанк». «Альфа-банк» поднял ставки по автокредитам с 17,99% до 26,49%; «Юникредит банк» установил единую ставку 20,3% — что на два процентных пункта выше, чем самая высокая предыдущая ставка. В среднем, российские банки подняли свои процентные ставки на 10 пунктов. Дорогие автокредиты в будущем году могут дополнительно обрушить российский авторынок на 20%, прогнозирует РБК.