Льготные автокредиты: судьбу программы решат майские продажи

То, что автомобильный рынок России падает уже несколько месяцев подряд, ни для кого не секрет. Даже оптимистичный глава Nissan Motor Карлос Гон снизил свой прогноз по продажам новых машин к 2016 году с 4 миллионов, которые он обещал в декабре 2012 года на подписании соглашения о создании совместного предприятия с «АвтоВАЗом», до 2,6 миллиона, объявленных на запуске российского Datsun. В этом году небольшое оживление во время новогодних и стоковых распродаж несколько улучшило ситуацию. В одном из своих интервью министр промышленности и торговли Денис Мантуров отметил, что падение рынка в сегменте легковых авто составило 2,1 % за первый квартал. Но время дисконтов проходит, и покупателей нужно привлекать другими способами.

   
   

Успешная история программы

Напомним, что программа льготного кредитования впервые была применена в 2009 году и продлилась три года. Её суть заключается в снижении затрат покупателей автомобилей стоимостью до 600 000 рублей на кредит за счёт компенсаций из госбюджета. Второй раз льготные кредиты стали выдаваться в июле прошлого года, но стоимость автомобиля увеличилась на сто пятьдесят тысяч. Второй этап должен был продлиться до 1 апреля, но правительство приняло решение завершить программу 31 декабря, поскольку поставленная задача — стимулирование продаж — была выполнена. Причём выполнена достаточно успешно.

За шесть месяцев действия программы в кредит по льготной ставке было реализовано более 276 640 автомобилей, что превысило первоначальный прогноз на 15 %. При этом государство компенсирует выплаты процентов на 8,6 миллиарда рублей в период до 2016 года. А доходы федерального бюджета в виде НДС и акцизов с проданных в рамках данной программы автомобилей только в 2013 году составили порядка 21 млрд рублей.

Возобновление в пользу производителей

Возобновить программу просят представители разных уровней. Одним из самых последних и обоснованных было обращение первого зампреда думского Комитета по промышленности Владимира Гутенёва к премьер-министру Дмитрию Медведеву. Депутат, который также является первым вице-президентом Союзмаша России, в своём письме более всего радеет за перспективы отечественного автомобилестроения. Он считает тревожным симптомом приостановку в феврале работы сразу трёх автопредприятий в Санкт-Петербурге, Ульяновске и Тольятти из-за снижения спроса. Сюда же он приписал и сокращение 7,5 тыс. человек на «АвтоВАЗе».

В качестве довода для возобновления программы Гутенёв приводит прошлогодний опыт. Своевременный запуск льготного автокредитования в 2013 году позволил уменьшить негативный тренд в сегменте лёгких и лёгких коммерческих автомобилей с минус 17 % в мае до минус 1,5 % в конце года.

Инициативы дилеров

Ещё одним инициатором возобновления программы стала ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), объединяющая более 500 официальных продавцов. Они пошли дальше и, помимо описания пользы госпрограммы, предлагают сделать её более привлекательной как для потребителей, так и для государства. Во-первых, дилеры считают полезным расширение ценового коридора приобретаемого автомобиля до 1 млн рублей. Такая мера обоснована тем, что машины в пределах указанной стоимости наиболее популярны в нашей стране. Их общий объём составляет 46 % от всех реализованных легковых автомобилей. Эта мера также должна увеличить расходы населения, что, в свою очередь, повлечёт рост экономики вообще и расширение банковских кредитных портфелей в частности. Чтобы не быть голословной, РОАД составила список наиболее популярных 76 моделей, которые уже составляют значительную долю продаж и могли бы её дополнить при расширении ценового коридора. Наряду с такими бестселлерами, как автомобили производства Lada, Renault, Chevrolet, Hyundai, Kia, в список внесены и более дорогие машины, например Mazda CX-5, Opel Insignia, SsangYong Rexton и др.

Но расширение ценового коридора автомобилей повлечёт за собой и увеличение суммы кредита и, как следствие, роста компенсаций от государства. Для того чтобы этого не произошло, дилеры предлагают уменьшить размер субсидии с 2/3 до 1/2 ставки рефинасирования ЦБ РФ. То есть, если раньше государство гасило 67 % трат на кредит, то теперь предлагается компенсировать только половину. Также дилеры предлагают ужесточить требования к заёмщикам и привлечь производителей к компенсации части расходов.

   
   

Колебания Минпромторга

Письмо за подписью президента РОАД Андрея Петренко с предложениями было отправлено на имя замминистра промышленности и торговли Алексея Рахманова. Чиновник, похоже, проникся идеями продавцов и заявил, что программа льготного автокредитования может быть вновь запущена с 1 июля текущего года. Правда, для её запуска нужно будет проанализировать продажи в апреле – мае, и если спад будет существенным, то программа может заработать вновь.

Но, несмотря на обещания своих подчинённых, Мантуров пока достаточно прохладно говорит о возвращении льготного кредитования. Месяц назад он говорил о том, что Минпромторг не планирует возобновлять госпрограмму. Если поддержка автопрома и будет осуществляться, то она направится на сектор коммерческого транспорта, который, по прогнозам, может упасть до 30 %. Под влиянием общественности министр смягчил свою позицию: «Мы держим руку на пульсе отрасли. В случае резких негативных колебаний готовы использовать все имеющиеся инструменты поддержки. Программа льготного кредитования в своё время доказала эффективность, и эта мера была применена в ситуации действительно критического падения продаж отечественных автомобилей. На сегодня такой ситуации нет. И делать какие-либо безусловные выводы преждевременно».

Смотрите также: