Мучительно наблюдать, как Наоки Ямамото (Naoki Yamamoto), 39-летний специалист Nissan по эргономике, выбирается из тестового автомобили в специальном запатентованном костюме, имитирующем ограниченность движения и физических возможностей человека, вдвое старше его самого. «Конечно, это неудобно, — говорит Наоки Ямамото, — но чтобы реально понять суть проблемы, необходимо прочувствовать все на себе».
В Дизайн-центре Nissan (Atsugi, Япония) в рамках специального семинара по эргономике интерьера и удобству взаимодействия с системами автомобиля Ямамото продемонстрировал один из многочисленных методов, которые используются дизайнерами-эргономистами Nissan для того, чтобы салоны будущих автомобилей стали более удобными.
Эргономика интерьера включает в себя все аспекты взаимодействия человека и автомобиля. Как понять, какая кнопка за что отвечает и как она работает? Где её найти? Как единая комбинация приборов может быть удобна для самых разных людей, больших и маленьких, сильных и слабых, живущих в разных уголках планеты? И как себя ощущают люди в процессе взаимодействия с приборами управления?
Ощущения — эмоциональная реакция на то, что люди видят, трогают, слышат и обоняют в автомобиле — абсолютно критичны для успеха любого дизайна. Ощущения по своей сути субъективны, поэтому их измерение и анализ является одной из основополагающих задач эргономики. Например, какое усилие необходимо приложить, чтобы повернуть рукоятку? Что придает натуральной коже более приятное ощущение по сравнению с синтетическим аналогом?
Особое значение имеет внимательное наблюдение, поэтому дизайнеры Nissan проводят бесконечные часы, наблюдая и выясняя, что вызывает неудобство при взаимодействии с автомобилем. Если речь не идет о неудобстве, вызванной физической особенностью человека, поиск может быть бесконечным. «Иногда мы час за часом просматриваем видеозаписи того, как разные люди делают одно и то же, — говорит Эцухиро Ватанабэ, Старший дизайнер. — Подобная скрупулёзная работа позволяет нам найти оптимальные решения для совершенствования автомобиля».
Иногда решение оказывается удивительно простым. Так, например, маленькая стрелка около пиктограммы топливного бака поможет водителю прокатного автомобиля определить, с какой стороны находится заливная горловина, не выходя из салона.
По мере усложнения электронных систем автомобиля, управление ими также становится все более сложным, поэтому возникла насущная необходимость создания специальной группы дизайнеров, отвечающих за удобство взаимодействия с системами автомобиля. В 2005 году компания Nissan создала специальную команду дизайнеров, которые отвечают за удобство взаимодействия с системами автомобиля. Создание такой группы стало одной из важнейших составных частей программы «Жизнь на борту» в рамках четырехсторонней стратегии Nissan, включающей в себя также такие направления, как Безопасность, Экология и Динамические характеристики.
«Мы лишь небольшая рабочая группа в сравнении с общим числом дизайнеров в компании Nissan, — говорит Эцухиро Ватанабэ. — Но в соответствии со стратегией ‘Nissan Way’ мы работаем в кросс-функциональных командах в тесном взаимодействии с другими подразделениями, включая дизайнеров, конструкторов, планировщиков, маркетологов, сотрудников отделов продаж и закупок. Сложно оценить работу конкурентов в этом направлении, но, как нам кажется, мы являемся одними их лидеров в этой области. Результаты нашей работы быстро находят применение в новых продуктах».
Главным центром внимания на семинаре стал прототип BUI-2 “Best Usability Interior” – уникальный концептуальный салон автомобиля, в котором использованы инновационные решения в области эргономики, являющиеся результатом работы этой группы.
Пока вы не откроете дверь, BUI-2 выглядит как интерьер обычного Nissan Note. Даже когда вы уже сели за руль, все кажется настолько логичным и знакомым, что это просто удивляет.
«Это именно та реакция, которую мы ожидаем, — говорит Ватанабэ. — То, что вы видите, сев за руль, должно быть логично и понятно. Не нужно Руководство по эксплуатации, чтобы разобраться, что делать дальше».
Прежде всего, вы видите рулевое колесо: компактный круг, не мешающий коленям, и не закрывающий приборную панель. Спицы рулевого колеса в положении «4:30» и «7:30» (как на циферблате часов), поэтому водителю удобно сразу же положить руки на «три часа» и «девять часов» (хват, рекомендованный Nissan). Ладоням ничего не мешает свободно скользить по ободу руля при повороте.
Руки могут постоянно быть в этом положении и их не нужно отрывать от руля, так как всеми расположенными на руле кнопками, управляющими различными системами, таким как аудио или круиз-контроль, можно управлять простым нажатием пальцев.
Как только автомобиль начинает движение, водителю не требуется опускать глаза: вся необходимая информация на приборной панели находится в пределах видимости водителя — между верхней частью рулевого колеса и дорогой впереди. Видеоэкраны справа и слева показывают, что происходит перед передним бампером, и выглядят так естественно, что можно принять их за окна. Приборы не бликуют благодаря козырьку приборной панели.
Периферийные органы управления, такие как кнопки управления навигацией, климат-контролем и настройкой зеркал расположены в интуитивно ожидаемых местах: они хорошо видны и удобны в использовании.
Одна из важнейших и сложнейших задач эргономики автомобиля — обеспечение удобной посадки и высадки из автомобиля. Посадка и высадка из автомобиля физически неудобна, особенно для большого количества сегодняшних пожилых и тучных людей.
Высадка из автомобиля — это комплексный, многоступенчатый процесс, который включает в себя необходимость потянуть за ручку, толкнуть большую тяжелую дверь, перенести ноги наружу, а потом — при помощи рук и ног — выйти, при этому совершив одновременное движение наружу и вниз.
Команда дизайнеров-эргономистов Nissan сфокусировалась на первых этапах этого процесса. «Обратите внимание, как по разному люди берутся за ручку двери, — говорит Ватанабэ в процессе просмотра видео. — Мужчины берутся пальцами за ручку замка и толкают дверь локтем. Женщины берутся за ручку замка одной рукой и толкают дверь другой. Люди по-разному открывают правую и левую дверь».
«Мы увидели, — продолжает Ватанабэ, — что пальцы держат ручку замка под разными углами, поэтому необходимо сделать ручку такой формы, чтобы ее было удобно открывать из любого положения».
Исследования в этой области привели к созданию простой, но невероятно элегантной рукоятки в виде раковины устрицы, уже нашедшей свое применение на новых Fairlady Z и Nissan Cube.
Идя далее по этому пути, дизайнеры выяснили, что пассажиру необходима удобная ручка, чтобы открывать и закрывать дверь из салона. В результате была создана формованная ручка внутри дверной панели, параллельно нижней кромки окна. Под замком сделан дополнительный прилив, за который также можно схватиться, закрывая или открывая дверь.
В постоянно продолжающейся борьбе за облегчение процесса посадки в автомобиль это новая форма рукоятки замка, ручка на двери и дополнительный прилив под замком, явившиеся результатом исследований команды разработчиков, станут дополнительным преимуществом, которое быстро оценят покупатели. «Иногда наши усилия не видны, — говорит Ватанабэ. — Но наша работа приносит удовольствие, когда удается облегчить и улучшить жизнь пассажирам на борту автомобилей Nissan».
Смотрите также:
- «Комод», рундук и спальное место. Возможности багажных систем внедорожников →
- Volvo XC70: из дома на дачу без остановок →
- Немецкая «классика» →