Бензин больше не подешевеет

   
   

Им может быть предъявлено обвинение в завышении цен на нефтепродукты на оптовом рынке, заявил заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин. Одновременно могут быть возбуждены антимонопольные расследования и по розничным ценам.

Напомним, еще в конце прошлого года в ФАС пригрозили нефтяникам новыми расследованиями, если бензин Аи-95 будет стоить дороже 19 рублей за литр. Однако цены на АЗС продолжали сохраняться на прежних уровнях в течение всего января. И вот теперь антимонопольное ведомство выступило с очередным «последним китайским предупреждением». Впрочем, эксперты, опрошенные нами, считают, что и на сей раз оно не приведет к желаемому результату. Но виноваты в этом не только компании.

«Проблема дорогого бензина при дешевой нефти – комплексная, и ополчаться на одних лишь нефтяников не стоит, - рассказал «АиФ» старший аналитик по нефти и газу «Альфабанка» Ширвани Абдуллаев. – Ведь они тоже должны платить определенные налоги, а в последние месяцы производство и продажа нефти за рубеж были довольно убыточными. Практически единственной статьей дохода оставалась нефтепереработка. К сожалению, у нас нет конкурентных рынков, где можно было бы узнать реальные цены, отсутствуют рыночные механизмы их формирования, бензин доходит до потребителя через целый ряд посредников. ФАС стоило бы заняться именно этим, а не гнаться за цифрами. Если посмотреть шире, дело не только в нефтегазовом секторе, а в отсутствии свободных рынков в экономике. Поэтому многие товары у нас дороже, чем за рубежом.

Сегодня бензин в России стоит примерно, как в Нью-Йорке (если брать рублевые цены) и дешевле, чем в странах ЕС.  Другое дело, что доходы россиян намного ниже, чем у жителей США и Европы – но это уже вопрос к правительству, а не к нефтяным компаниям, которые, в конце концов, могут продавать бензин как в России, так и за рубежом. Конечно, проблему решать надо, но не популистскими методами, которыми сейчас занимается ФАС. Ведь о том, что рынок нефтепродуктов непрозрачен, все знали задолго до кризиса. Сейчас сложно сказать, смогут ли антимонопольщики заставить нефтяников «прогнуться». Возможно, если давление продолжится, цены снизятся, но незначительно. А, возможно, «нефтяному лобби» удастся добиться какого-нибудь нового послабления – ведь государство, как обещало, уже частично снизило для них налоги».

«Ждать снижения цен не стоит, - еще более пессимистично оценил ситуацию начальник аналитического отдела ИК "Баррель"  Сергей Юров. – Хорошо, если они снова не пойдут в рост. Ведь сейчас нефть опять начала понемногу дорожать, да и инфляцию никто не отменял. Ни один товар не дешевеет, почему бензин должен? Нефтяники работали себе в убыток, когда нефть стоила 60 долл. за баррель, а экспортная пошлина составляла 59 долл. за баррель. Спасали лишь высокие цены на нефтепродукты внутри России, поэтому снижать их сейчас компаниям невыгодно. 

В США все по-другому: нефть подешевела втрое – настолько же упал в цене бензин. Но там треть нефтеперерабатывающих компаний принадлежит независимым владельцам (т.е. неф входит в «большую четверку» крупнейших нефтекомпаний). У нас же все крупные НПЗ принадлежат нефтяным монополистам. Они диктуют АЗС такие оптовые цены, что снизить стоимость бензина на заправки никак не получается. Вот здесь ФАС могла бы навести порядок, надавив на нефтяников, чтобы те не завышали цены в оптовом звене. На самом деле, при нашей системе можно было бы ждать дешевого бензина в тот период, когда нефть стоила 100 долл. за баррель и выше – тогда компании могли относительно безболезненно поступиться частью прибыли. Но этого делать не стали. А сейчас снизить цены для народа можно лишь за счет сокращения доходной части бюджета». Вопрос – кто на это пойдет, когда кризис на дворе и денег не хватает?

Смотрите также: