На «пробки» нашёлся «штопор»: российские учёные предлагают необычный проект

   
   

А почему бы нет? Представьте, вы живёте в Подмосковье, и через час вам надо быть в Питере, на концерте в Мариинке. Вы спокойно выходите из дома, открываете гараж, где стоит некий гибрид самолёта и автомобиля. Садитесь, выезжаете из бокса, машина делает короткий разбег и прямо с вашего участка взмывает вверх. Через час вы в ложе театра.

По меркам нынешнего дня - фантастика. Но над проектами «летающих автомобилей» уже трудятся американцы, англичане, израильтяне, голландцы, индийцы. По всему миру десятки фирм и конструкторских бюро включились в разработку и создание аэромобилей, аэроджипов, скайкаров и пр. По оценкам специалистов НАСА, объём будущего мирового рынка аэромобилей составит несколько триллионов долларов в год. А к середине ХХI века каждое четвёртое личное транспортное средство будет именно летающим.

Идею позаимствовали у жаворонка

Найдется ли на рынке аэромобилей место российским производителям? Или, как это случилось с автопромом, мы окажемся на обочине индустрии?

Около 12 лет назад группа энтузиастов из Национального аэроклуба им. Чкалова взялась разрабатывать 4-местный летательный аппарат для семейного пользования. Проще говоря, маленький самолёт. Идейным вдохновителем выступил Герой Советского Союза лётчик-космонавт Игорь Волк. Конструкторы применили целый комплекс инженерных решений, опирающихся на разработки советских учёных и изобретателей 40-60-х годов прошлого века.

«Главное техническое решение, способное совершить прорыв в сверхмалой авиации, - небольшие крылья с особыми свойствами. Их размах всего 5,8 м, и после приземления они складываются вверх, - говорит Игорь Волк. - Благодаря этому машина может храниться не в ангаре, а в обычном гараже. Вы спросите, как же она держится на таких небольших крыльях? Ни одному самолёту это не удалось бы. Мы использовали идею, подсказанную самой природой. У жаворонка передняя кромка крыльев вибрирует с высокой частотой, прогоняя воздух поверх крыла и увеличивая его подъёмную силу. Мы сделали нечто подобное - и у нашего аппарата подъёмная сила возросла в четыре раза. Поэтому взлётная и посадочная скорость «Ларка-4» («ларк» - по-английски «жаворонок») составляет всего 40-50 км/ч, что очень важно для безопасности. При этом ему не нужен аэродром, достаточно площадки 27-30 м».

В общем, посмотрели разработчики на то, что у них выходит, и поняли: если слегка трансформировать аппарат, то получится уже не самолёт, а самый что ни на есть автомобиль. Только летающий.

   
   

Пока он «живёт» в компьютере

Представитель ОКБ Национального аэроклуба конструктор Николай Бабешко предупреждает: полноразмерного образца аэромобиля пока не существует. Есть лишь уменьшенные модели. Кроме того, неоднократно был использован такой метод «экспериментов и испытаний», как компьютерное моделирование полётов с помощью аэродинамических программ.

«Можно сказать, что сейчас «Ларк-4» «живёт» в компьютерных моделях, - поясняет Николай Михайлович, - и вот что они показывают. На шоссе его скорость достаточно умеренна, до 65 км/ч. Но этого хватит, чтобы проехать к гаражу или АЗС. Кстати, двигатель аэромобиля существует, и он «всеяден» - использует керосин, солярку или дизельное топливо. Расход - всего 11 л на 100 км. Основной двигатель, газотурбинный, был разработан МКБ «Гранит». Его мощность - 560 лошадиных сил. Но будут ещё два вспомогательных по 70 «лошадок» каждый. Такое дублирование сделано в целях безопасности: в случае отказа маршевого двигателя можно лететь даже на одном вспомогательном».

Ну а на полном ходу «жаворонок» разгонится до 750 км/ч! Из дальнего Подмосковья или соседних областей можно будет добраться до столицы за каких-то 12-15 минут. А в любую точку европейской части России слетать за один-два часа. При этом аэромобиль по всем статьям окажется выгоднее вертолёта - по безопасности, скорости, дальности, затратам на горючее и т. д.

«Разумеется, во избежание всевозможных ЧП эта машина должна быть «умной», - подводит итог Николай Бабешко. - Её бортовой компьютер будет отслеживать и предотвращать ошибочные действия пилота, также предусмотрен полностью автоматический режим полёта, когда задаётся стартовая и конечная точки, а всё остальное аэромобиль делает самостоятельно. В перспективе потребуется создание единого центра управления, который будет контролировать всё движение аэромобилей».

А о наземных авто мы будем вспоминать со снисходительной улыбкой. Примерно так же, как сейчас вспоминаем о тарантасах и дилижансах.

РЕЙТИНГ

«революционных» видов транспорта

1. Велосипед

Считается, что первый рисунок двухколёсного велосипеда сделал ещё Леонардо да Винчи.

2. Паровоз

Паровую машину на рельсы поставил в 1804 году англичанин Ричард Тревитик.

3. Пароход

В 1807 году американец Роберт Фултон построил корабль с гребным колесом. Он совершал рейсы по реке Гудзон.

4. Метро-политен

Первая линия построена в Лондоне. Запущена в 1863 году.

5. Автомобиль

В 1885-1886 годах немцы Даймлер и Бенц изготовили первый бензиновый автомобиль.

6. Самолёт

В 1903 году первый в истории полёт самолёта произвели американцы братья Райт.

Смотрите также: