Водители-безумцы

Обсуждая статью «Пешеходы-камикадзе» читатели логично задали вопрос: а разве водители лучше?

   
   

Однажды я переходила улицу. Смотрела, как полагается, налево, шла не торопилась, потому что машин далеко вперед не было видно. И это страшно удивляло, потому что улица – в центре города. Дошла до середины, повернула голову направо и… застыла соляным столбом: на дороге выстроилась длинная вереница машин, даже парочка автобусов, которые терпеливо ждали, когда я доберусь до середины. Но пора раскрыть секрет: дело происходило в Лондоне с его «не в ту сторону» движением. И пока я неправильно переходила дорогу, ни один водитель даже на класксон не нажал. ВСЕ ЖДАЛИ ПЕШЕХОДА, хотя он, то есть я, и был не прав.

Представить подобное в Москве нереально. Здесь страшно переходить улицу: не знаешь, дойдешь ли до противоположной стороны. В любой момент, даже если идешь по обозначенному пешеходному переходу, может кто-нибудь выскочить на скорости за 100, особенно поздно вечером. Многие водители желтый на светофоре давно считают зеленым, а красный – почти зеленым. «Зебру» - местом для парковки. Нет спасения на тротуаре, он давно стал частью дорожного полотна. Каждый год гибнут люди, мирно ожидающие автобус: какой-нибудь лихач, «не справившись с управлением», влетает в остановку. Ну а «островок безопасности» на дороге звучит вообще издевательски (см. комментарий Пострадавшей). Странно, ведь сидящие за рулем безумцы, когда-то сами были пешеходами. Почему же, став обладателем дорогого транспортного средства, человек забыл, что кроме него есть еще люди на дороге?

Психологи уверены, что виновата сама машина. Ощущение того, что тебе подвластна скорость, меняет восприятие окружающего мира. Хочется воспользоваться преимуществом, но мешают правила, мешают пробки, человек злится и поступает неадекватно. Еще одно мнение: у нас неправильно учат в автошколах. Там вдалбливают набор постулатов, а надо помочь ученику выработать правильный (читай адекватный) стиль вождения. Эксперты, конечно, правы. Но они не учитывают специфику «нашего человека».

Я попыталась объединить водителей, которые не считают пешеходов препятствием (кстати, и других участников движения тоже) в отдельные группы. На самой вершине «пирамиды» - большие чиновники и «слуги народа». И хотя официально заявляется, что подобных машин в Москве стало меньше, на проспектах они «моргают» и «крякают» с утра до вечера, особенно активно в «пробковое время». За ними идет многочисленная армия жен, дочек-сыночков, а также родственников жен этих чиновников. Может, «мигалок» им и не перепало, но наплевательское отношение к окружающим, подкрепленное (и не раз!) полной безнаказанностью, стало нормой жизни. Следующая «ступень» - не менее безумные водители маршруток, наводнившие столицу в поисках заработка. Для них правила дорожного движения вроде китайской грамоты: слышали, что такая есть, но знать не обязательно, а тем более соблюдать. Их «подпирают» любители покататься после хорошего принятия на грудь.

Ежедневно в городе задерживают до сотни пьяных водителей. А скольких не задерживают? И, наконец, основание «пирамиды», самая большая группа – те, кто водительские права элементарно купил. Логика простая: купил права, гаишника купить еще проще. (Если кого-то пропустила, подскажите. Только думаю, выделять особо «блондинок за рулем» - мужской шовинизм. Бескультурье и хамство половых признаков не имеют). И что удивительно, когда участники любой из этих групп едут в цивилизованную заграницу и там берут напрокат машину, они становятся паиньками. Ездят по правилам. Пешеходов на «зебре» уважают. Боятся наказания, штрафа? Нет, это единственный случай, когда они ВЫНУЖДЕНЫ быть как все. Потому что там реально на дороге все равны, ни у кого преимуществ нет: ни у чиновников, ни у их жен, ни у владельцев очень дорогих машин... Такие же замечательные перевоплощения происходят и с большинством наших пешеходов, когда они попадают «в Европы». Стоят, как миленькие, и ждут зеленого сигнала. Не хочется демонстрировать свою дикость.

Как заметил один из читателей, причины живучести «пешеходов-камикадзе» и «водителей-безумцев» в России две: безнаказанность и бескультурье. «И если с первой может и должно бороться государство, то искоренение второй причины зависит от нас самих. А мы не любим меняться». Неужели ничего нельзя сделать?

Смотрите также: