Примерное время чтения: 3 минуты
364

Расколоть для друзей. Севморпуть станет «ледовым Транссибом»

Сюжет Восточный экономический форум-2024
ВЭФ-2024. Северный морской путь и его логистические возможности.
ВЭФ-2024. Северный морской путь и его логистические возможности. / Екатерина Чеснокова / РИА Новости

Тарифы на проводку грузов по Северному морскому пути (СМП) должны быть на уровне стоимости перевозки по Транссибу, сообщил в ходе сессии на Восточном экономическом форуме советник президента Игорь Левитин.

«Мы должны вернуться к минимальной ставке, она была в те времена, когда все ледоколы были построены за счет государства, — сказал он. — Обеспечение безопасного прохождения транспортных судов по СМП должно стать инфраструктурной услугой для перевозчиков».

Сейчас тарифы на проводку ледоколами и работу вспомогательных судов на СМП позволяют ледокольному флоту работать с прибылью, отметил руководитель инфраструктурного оператора Севморпути госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев.

«Когда нам передали ледокольный флот, он был убыточен, пришлось провести санацию, — вспоминает он. — Сейчас это прибыльное подразделение компании, но все инвестиции, вложенные в строительство ледоколов, однажды надо будет возвращать. Если их строить полностью по коммерческим принципам, то при нынешней высокой ключевой ставке ЦБ РФ и стоимости кредитов в будущем оплата проводки станет неподъемной для грузоотправителей. А ведь надо еще и около сотни транспортных судов ледового класса построить, вряд ли это надо делать исключительно на деньги перевозчиков. Пока нет консенсуса, как все это будет работать в 2030-40-х годах. Основная задача — нарастить грузопотоки, но и всю эту экономику надо тоже очень хорошо просчитать».

Из 36 млн тонн грузов, доставленных по северным морям в прошлом году, больше 1 млн тонн — северный завоз, который обеспечивает возможность жизни для 3 млн человек в нашей стране, живущих в труднодоступных местах России, добавил первый замглавы Миндальвостокразвития Гаджимагомед Гусейнов.

«Севморпуть — глобальный логистический коридор, он позволяет России и перевозчикам наших стран-партнеров доставлять оптимальным путем грузы между Азией и Европой, — уверен он. — Но это еще и очень важная для нас самих магистраль. Кроме северного завоза есть еще и вполне коммерческие каботажные интересы в 14 портах от Петербурга до Охотска в Хабаровском крае — мы всю эту зону считаем «большим СМП». Раньше, чтобы отправить три контейнера из Архангельска на Восток, надо было фрахтовать целое судно. Мы же запустили „арктическую электричку“ — не по типу двигателя, а потому, что со всеми остановками. Судно идет по Севморпути и забирает все попутные грузы. В первый год так доставили 10 тыс. тонн грузов. Казалось бы, для СМП — мелочь. Но на следующий — уже 20 тыс. тонн, удвоили. Теперь, на третий год, уже выполнили три рейса с полной загрузкой и в итоге явно превысим все показатели».

Пока на долю СМП приходится от 3% до 4% грузооборота России. Чиновники уверены — есть все возможности увеличить эту долю. Для этого надо создать береговую, космическую, авиационную, морскую инфраструктуру. Реализовать сервисную модель, чтобы плавание во льдах из героического преодоления опасного и сложного маршрута превратилось в ясную и понятную сервисную инфраструктурную услугу. И это вполне реально, считают представители ведомств.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых