На полях Восточного экономического форума заключаются сотни соглашений. Здесь был дан старт многим государственным программам, которые сейчас эффективно реализуются на Дальнем Востоке и в Арктической зоне РФ. Этой работе активно содействует автономное научное учреждение «Восточный центр государственного планирования». Как постоянный анализ ситуации и мониторинг помогают эффективно решать задачи развития и воплощать в жизнь крупные инвестиционные проекты, рассказал aif.ru директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов.
«Развитие Северного морского пути — это не самоцель»
Юлия Кремнева, aif.ru: — Михаил Евгеньевич, над какими значимыми проектами в последнее время работает «Востокгосплан»?
Михаил Кузнецов: — Основной фокус внимания — это реализация мастер-планов развития 25 дальневосточных городов и разработка мастер-планов для 16 опорных пунктов в Арктике. Мы методологический центр. Оцениваем всю экономику вместе с разработчиками проектов, смотрим, какие рабочие места будут созданы, какая социальная инфраструктура в дефиците, как будет организовано финансирование. Важно понимать, что разработка мастер-плана — это в лучшем случае 20% от решения задачи. Самое главное — создать команду, которая может его реализовать и привлечь необходимые средства. Федеральные, региональные и внебюджетные деньги.
Сейчас в ДФО работают все крупные российские застройщики. В АЗРФ разработка мастер-планов находится в завершающей стадии. Идет работа по согласованию ключевых аспектов и деталей проектов, которые будут в дальнейшем реализованы, включая экономические, социальные и экологические составляющие. Планы нацелены на повышение качества жизни населения, развитие новых форм экономической активности в горизонте до 2035 года. Но с учетом индивидуальных особенностей городов и пожеланий жителей.
На территории опорных агломераций Арктики уже сейчас запланирована реализация инвестпроектов на общую сумму более 15 трлн рублей. Они создадут около 140 тысяч новых рабочих мест, в таких отраслях, как «Добыча полезных ископаемых», «Транспортировка и хранение», «Обрабатывающие производства», «Туризм и сервисная экономика». По предварительным оценкам, благодаря реализации инвестиционных и инфраструктурных проектов мастер-планов численность населения в опорных пунктах вырастет на 5%, а заработные платы и валовой городской продукт — в 1,5 раза.
Другие наши задачи тоже никуда не делись. Их несколько десятков. Проводим ряд исследований по части транспорта. В этом году разработали большую модель восточного полигона. Цель та же — оценивать риски, ключевые инвестиционные инициативы, провозные способности и их влияние на экономику Дальнего Востока.
Важная задача — сопровождение проекта Северного морского пути: разработка финансовой модели, оценка сценариев развития СМП, мониторинг вопросов, связанных с северным завозом, в том числе оценка рисков.
— По Северному морскому пути президент страны дал указание его максимально развить и вывести на доходность в ближайшие три года. Каковы перспективы?
— Смотрите, у нас развитие Севморпути — это не самоцель. Это способ доставки наших ресурсов, прежде всего углеводородов, из арктических территорий к потребителю. Для этого развивается как раз восточный сектор СМП. Необходимо создание соответствующей инфраструктуры, строительство дополнительного ледокольного флота, грузовых судов. Все это предполагается в плане развития Севморпути. Мы уже много раз озвучивали, что СМП на самом деле доходен для страны, он приносит много добавленной стоимости и создает большую налоговую базу. Без него нельзя доставить товары до потребителей. Особенно учитывая нынешнюю геополитическую обстановку.
Активно развивается портовая инфраструктура. Здесь у Дальнего Востока особая роль. Он является базой для перегрузки. Допустим, известный проект на Камчатке — база для перегрузки сжиженного природного газа. У нас судостроительные и судоремонтные мощности задействованы в развитии и обслуживании Севморпути. Часть маршрутов — это транзит контейнерных грузов через Севморпуть. С участием наших азиатских партнеров это тоже предполагается делать через Дальний Восток.
— Основополагающая цель — стать лидерами в части контейнерных перевозок именно по Севморпути?
— Здесь нужно набраться терпения. Быстро это не будет. Есть свои технологические особенности. Это и температурные режимы, и размер судов. Любой, кто видел огромный контейнеровоз, который идет южным путем, понимает, что с таким гигантом конкурировать в северных широтах сложно по себестоимости поставки. Но в перспективе они могут сравняться за счет скорости и более короткого плеча, когда это будет уже раскатанная дорога. То есть, когда уже будет можно не экстремально, а в регулярном режиме отправлять грузы.
«Развитие сильной и мощной экономики первично»
— Чтобы привлекать инвесторов, надо комплексно развивать энергосистему. Что делает «Востокгосплан», чтобы закрыть эти потребности?
— В этом году вместе с Дальневосточным отделением Академии наук мы провели оценку текущих и перспективных потребностей дальневосточной экономики в энергетике до 2030-2035 годов, исходя из существующих мощностей и перспектив прироста потребления. Мы внимательно смотрим и за деятельностью ключевых игроков, и за энергетикой изолированных районов. И общий дефицит оценивается до 2035 года до трех гигаватт установленной мощности. Мы должны обеспечить гарантированный спрос на электроэнергию на Дальнем Востоке. Это основа для экономики. Любой инвестор, естественно, прежде всего заинтересован в наличии энергетики. Нужны электроэнергетика, газ, транспортные и провозные мощности.
— Дальний Восток и Арктика — это «кладовые» полезных ископаемых, колоссальные возможности для реализации инвестиционных проектов. И для этого нужны рабочие руки. Где взять людей?
— Вы знаете, тут как вопрос «Что появилось раньше: курица или яйцо?» Проблему плотности населения на Дальнем Востоке решаем через экономику, ей нужны люди. Значит, сначала надо привезти людей. Но тогда возникает вопрос, чем будут заниматься люди и как их заманить на Дальний Восток? Поэтому все-таки — и это политика государства — первично развитие сильной и мощной экономики, которая формирует спрос на рабочую силу.
За последние пять лет мы видим в ДФО экономический рост, опережающий Россию. Несмотря на пандемийные и санкционные шоки, совокупный ВРП макрорегиона увеличился на 11%. Для сравнения ВВП всей страны — на 7,8%. В промышленности быстрее всего росли обрабатывающие производства — отгрузка увеличилась на 13%. Активно развивались нефте- и газохимия, производство строительных материалов, металлургия, судо- и авиастроение.
По нашим оценкам, ВРП ДФО может вырасти в 1,7 раза к 2036 году за счет реализации ресурсного потенциала и рационального использования недр, увеличения мощностей Восточного полигона, строительства и модернизации морских портов, развития электроэнергетики и реализации мастер-планов городов.
Здесь возникают передовые предприятия с высокой производительностью труда, с соответствующим высоким уровнем зарплаты. Они переманивают людей из других регионов.
Например, агломерация Свободный-Циолковский, где будут проживать сотрудники высокотехнологичных производств в сфере газохимии, космоса. У них будет высокий доход и большие требования к социальной инфраструктуре. Вот он, рычаг для развития города, для развития всего региона. И точно так же необходимо, мне кажется, в каждом из регионов вот эту звездочку зажечь.
Сегодня практически каждый десятый рубль в стране вкладывается на Дальнем Востоке. ДФО удерживает лидерство по темпам роста инвестиций. С 2019-го по 2023 год объем вложений вырос на 60% к уровню 2018-го, это в два раза выше прироста по стране. Суммарно за пять лет в экономику округа проинвестировано 11,3 трлн рублей — 9% от РФ. При этом созданные условия обеспечивают привлекательность Дальнего Востока именно для частных инвесторов: доля внебюджетных средств в 2023 году составила 91%.
К основным направлениям капиталовложений на данный момент можно отнести транспортно-логистический комплекс и добычу полезных ископаемых.
К чему дальше должен привести этот опережающий инвестиционный бум? К появлению, в том числе, новых смежных производств, партнеров, поставщиков ДФО, которые опять же будут создавать новые рабочие места.
Людей надо привлекать высокими зарплатами, новым жильем, комфортной городской средой и общественными пространствами. Создание современных кампусов университетов поможет предотвратить образовательную миграцию, она пока высокая. Если ее сократить вдвое, приток молодежи в экономику увеличится. И тот кадровый дефицит, который мы сегодня отмечаем, — 2% безработицы, куча вакансий в любой отрасли — он уменьшится.
«У молодежи должна быть возможность карьерного скачка»
— Три года назад здесь же, на ВЭФ, инвесторы заявляли, что даже за свой счет будут обучать людей. Как на сегодняшний день работают образовательные программы?
— Здесь все-таки нужно государственно-частное партнерство. Представьте себе крупное современное производство, которое займется образованием. Это специфическая отрасль. Все-таки инвестор должен быть здесь заказчиком, если он будет еще и менеджером, у него возникнет перегрузка. Надо реагировать на спрос со стороны работодателя, безусловно, модернизировать материальную базу высшего и среднего профессионального образования, осуществлять переподготовку образовательных кадров, чтобы лидеры индустрии составляли значимую часть профессорско-преподавательского состава. Здесь предстоит огромная работа, чтобы выровнять спрос и предложение на рынке труда хотя бы немножко. Но если спрос будет опережать предложение, не вижу в этом ничего страшного, это приведет к росту зарплат и производительности труда. Потому что, если рабочая сила дорогая, у инвестора есть стимул автоматизации, роботизации.
— А у студента есть возможность уже с первого курса быть на площадке производства, которое потом его трудоустроит.
— С некоторыми федеральными вузами мы рассматриваем интересный проект индустриальной стажировки на Дальнем Востоке. Когда молодой человек, который уехал учиться в ведущие вузы страны, возвращается в ДФО, проходит здесь часть магистратуры и сразу прикрепляется к крупному предприятию. Такие вещи можно реализовать в партнерстве с вузами, чтобы у всех молодых людей была возможность хорошего карьерного скачка.
Я практически наизусть помню мастер-планы всех наших крупнейших городов. Там везде уделяется внимание образованию. И высшему, и среднему профессиональному. Потому что это основа для развития промышленности. Если есть заинтересованный инвестор, он подкидывает какие-то средства на целевое обучение, допустим, чтобы сразу понимать, какие компетенции у студентов формируются. Тогда это рабочая схема.
Международная арктическая политика
— Расскажите о создании международного научно-образовательного центра на норвежском архипелаге Шпицберген в поселке российского присутствия Пирамида. Интерес к проекту уже проявили несколько стран.
— Сегодня ведется активная работа по формированию международного научно-образовательного центра на Шпицбергене. Трест «Арктикуголь», обеспечивающий присутствие России на архипелаге, уже разработал его концепцию. На карте обозначены контуры зданий и сооружений, определена инфраструктурная потребность, проведены необходимые переговоры с заинтересованными государствами.
Да, мы видим особенный интерес со стороны стран-участниц альянса БРИКС. В первую очередь это Индия и Китай — государства, уже утвердившие свои арктические политики, для которых укрепление международного сотрудничества в области научной деятельности — приоритетное направление развития. Каждая из стран имеет свои интересы и накопленный опыт в полярных исследованиях.
Актуальны вопросы сохранения биоразнообразия, загрязнения и закисления мирового океана, сохранения культуры и традиций коренных малочисленных народов. Здесь очень интересен опыт Бразилии. Там в 2023 году создали Министерство коренных народов, которое непосредственно занимается сохранением культуры и продвижением интересов немногочисленных народностей — это 305 коренных этнических групп, которые суммарно говорят на 274 языках.
Не стоит забывать и о возможном технологическом сотрудничестве в области «зеленой» энергетики, «голубой» экономики, устойчивого сельского хозяйства, морских технологий и в целом декарбонизации морского транспорта.
И, безусловно, самая актуальная тема для реализации совместных проектов — мониторинг изменения климата и разработка совместных механизмов адаптации к изменению климата и сглаживания его негативных последствий. К примеру, изменение климата в Арктике оказывает влияние на циклы муссонов в Индии — это, прежде всего, вопросы водной и продовольственной безопасности. К тому же для Индии, как прибрежного государства с береговой линией протяженностью более 5,7 тысячи километров, важно отслеживать процессы таяния арктических ледников и повышения уровня Мирового океана.
— Можно ли адаптироваться к изменениям климата? Какие риски несет таяние вечной мерзлоты? Как научиться проектировать и строить, учитывая постоянное изменение среды?
— Современные технологии позволяют строить на мерзлоте, но ключевым остается вопрос экономической эффективности. В 2023 году стоимость зданий и сооружений в зоне вечной мерзлоты составила 4,3 трлн рублей — 69,4% от общей стоимости основных фондов. Из них 2,3 трлн рублей приходится на трубопроводы и дороги, а 1,6 трлн — на объекты ТЭК. К 2035 году стоимость этих объектов, по прогнозам, вырастет до 6,7 трлн рублей. Это связано с необходимостью модернизации инфраструктуры в условиях таяния вечной мерзлоты.
Основные риски включают в себя повреждение трубопроводов и дорог. Это может привести к серьезным экономическим и экологическим последствиям. Отсутствие адаптации к изменению климата повлечет ущерб до 10 трлн рублей. Поэтому критически важно инвестировать в амортизацию. Ее оценочная стоимость — 3 трлн рублей.
Для адаптации к изменениям климата требуется создание комплексной системы мониторинга климатических процессов, развитие адаптационных технологий, и производство приборного и программно-аппаратного обеспечения для защиты зданий и сооружений от процессов растепления многолетнемерзлых грунтов. Создание надежной системы мониторинга и базы данных мерзлотных процессов позволит уйти от избыточных запасов прочности и оптимизировать проектирование с учетом изменяющейся среды.
Но один из ключевых вызовов здесь — нехватка квалифицированных кадров. Необходима целевая подготовка специалистов в ведущих вузах страны.