Как изменения, происходящие в Дальневосточном федеральном округе, влияют на развитие экономики России в целом, и почему проекты, которые реализуются здесь, действительно уникальны? Об этом первый заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов рассказал «АиФ» на полях Восточного экономического форума во Владивостоке.
Судьбоносные решения для всей страны
Юлия Кремнева, aif.ru: — Дальний Восток всегда был площадкой для апробации идей. Сейчас в ведении Минвостокразвития еще и территории Арктики. Какие преференциальные режимы распространили на них?
Гаджимагомед Гусейнов: — На Дальнем Востоке создавались все самые интересные проекты для притока инвестиций на территорию. С 2015 года мы запустили Территории опережающего развития, потом Свободный порт Владивосток. При этих режимах на 10 лет практически обнуляются налоговые платежи. Это позволило заключить резидентские соглашения почти по трем тысячам проектов на общую сумму инвестиций порядка 9 трлн рублей. Из них более чем 4,2 триллиона уже инвестировано, чуть менее 900 предприятий уже функционируют.
Преференциальные режимы постоянно совершенствуются. Если мы видим, что требуются изменения законодательства, мы их инициируем. Стараемся упростить для ТОР административные функции, чтобы вести бизнес на Дальнем Востоке и в Арктике было легко и удобно.
И, естественно, в Арктическую зону мы весь наш положительный опыт из ДФО перенесли. Что-то и усовершенствовали. К примеру, на всю эту территорию распространили преференциальный режим. Уже работает ТОР «Столица Арктики» в Мурманской области. Принято решение о создании ТОР «Столица Севера» в Архангельской.
— Другие субъекты страны немного ревностно относятся к тому, что Дальний Восток, а теперь и Арктика имеют определенные преференции. Но ведь развитие этих территорий нужно для всей страны?
— В 2019 году, здесь, на полях Восточного экономического форума, президент России Владимир Путин принял решение о внедрении льготной двухпроцентной ипотеки. Это решение было судьбоносным и для Дальнего Востока, и для экономики страны в целом. Сначала, когда мы за счет этой льготы сформировали устойчивый спрос, выросла цена на квадратный метр жилья. Она была выше среднероссийской на 16 процентов. Помните, все говорили об этом? Так вот, благодаря этому устойчивому спросу мы привлекли в ДФО федеральных застройщиков, и сейчас спрос на жилье здесь больше, чем в среднем по стране.
Начинаем развивать программу арендного жилья. Это 10 тысяч квартир, 87 миллиардов рублей заложено в бюджет на их приобретение. К слову, там уже появляется экономия, за счет которой мы рассчитываем еще полторы тысячи квартир купить.
Мы запустили программу «Дальневосточный квартал» для комплексной застройки территории. Планируем сделать и «Арктический квартал». Выбрали площадки в семи регионах с общим объемом застройки почти два миллиона квадратных метров. Формируем устойчивый спрос на жилье. А чтобы цена на квадратные метры не росла, именно через «кварталы» создаем новые площади для застройки. И это должна быть не точечная, а комплексная застройка. С созданием социальной инфраструктуры. Для этого задействуем также механизм «Дальневосточной концессии». Как конструктор собираем все наши меры поддержки.
— Во что в итоге должна вылиться реализация этих проектов?
— Вот смотрите, если брать десятилетний отрезок, мы сначала больше фокусировались на привлечении инвестиций, создавали условия: особый налоговый режим, снижение административных барьеров. Чтобы приходили инвесторы на Дальний Восток. А с 2020 года уже плотно занимаемся инвестициями в развитие человеческого капитала. Через Президентскую субсидию финансируем создание социальных объектов. В рамках «Дальневосточного квартала», через «Дальневосточную концессию», строим школы, детские сады. Буквально недавно в Чите открыли площадку под «Дальневосточный квартал». Там будет построено порядка 240 тысяч «квадратов» жилья, школа на 1200 мест, два детских сада и подведена вся инфраструктура с дорогами. Землю застройщику даем, по сути, безвозмездно и просим его только снизить стоимость жилья. У нас пришел туда федеральный застройщик и более чем на 15% ниже от рыночной стоимости будут предлагать государству жилье для реализации соцпрограмм. Жилье детям-сиротам, инвалидам, для переселения из аварийных домов.
«Займемся боевыми точками»
— На развитие социальной инфраструктуры настроены и мастер-планы городов?
— По Дальнему Востоку они разработаны для 25 городов. Это не просто архитектурно-градостроительная концепция, это стратегия комплексного развития территории. Мы приняли эти программы, утвержденные решением Правительства Российской Федерации, распоряжением президента. Общий объем средств на их реализацию — 4,4 трлн рублей. Из них половина — небюджетные источники финансирования.
Президент поручил в целом по стране разработать мастер-планы для 200 городов. Сейчас мы готовим их для 16 опорных населенных пунктов в Арктике. Создаем там небольшие агломерации, которые объединяют несколько городов и поселков. Благодаря дальневосточному опыту в Арктической зоне уже со знанием дела разрабатываем мастер-планы, понимаем, что требовать, за счет каких перспективных отраслей экономики территория будет развиваться. Оцениваем конкурентные преимущества по привлечению инвестиций: где-то месторождения, где-то лучше логистика. Кстати, почти все опорные пункты расположены вдоль Северного морского пути, эту связь мы учли, когда их определяли.
Как поручал президент, спросили у жителей территорий, что их не устраивает, что они хотели бы изменить. Больше всего вопросов было к здравоохранению. Нужны также места досуга, спортивные объекты... По каждому мастер-плану есть такой срез мнения населения. В первую очередь займемся болевыми точками, которые обозначают люди.
Все наши арктические мастер-планы разработаны, и мы планируем представить их президенту. Мурманскую область уже презентовали, там три опорных населенных пункта. В ближайшее время рассчитываем защитить и остальные.
— В прошлом году принято важное решение по Северному завозу — государство взяло на себя определенные обязательства, чтобы территории развивались, а их жители своевременно получали все необходимое для жизни в Арктике. Какие плоды это принесло?
— Основные функции по Северному завозу выполняют региональные власти. До принятия закона не было единого координатора процесса на федеральном уровне. Сейчас есть возможность контролировать его и совершенствовать механизмы. Собираем лучший опыт регионов и стараемся унифицировать работу там, где это возможно. Мы не нарушаем существующие, а предлагаем более универсальные механизмы доставки. И, естественно, централизованно планируем северный завоз, чего раньше не делали. Грубо говоря, раньше никто не знал, какой объем завоза, кто, что и как везет. Сейчас мы понимаем, что у нас чуть больше 4 млн тонн грузов. Из них порядка 3,4 млн — продукты питания, лекарства, горюче-смазочные материалы, уголь. Около 600 тысяч тонн — стройматериалы, необходимые для реализации нацпроектов. Строительство школ, детских садов...
Логистика дороже товаров
— И объемы будут нарастать, Арктика активно развивается.
— Да. Большие коммерческие проекты начинают реализовываться, идет большой приток инвестиций, и будет большой спрос на завоз. Но это не классический Северный завоз товаров для жителей. Это коммерческий завоз. И он, безусловно, не менее важен для страны.
Естественно, закон предусматривает государственную информационную систему «Северный завоз». Она будет решать весь спектр вопросов, связанных с процессом. Цифровизация существенно его упростит, поможет ликвидировать сбои. С ее помощью мы оптимизируем логистические маршруты. Запустим такой механизм, как цифровой логист.
Логистику важно предусмотреть. Реальный пример: покупали самое дешевое зерно, но не учитывали стоимость его доставки. А она оказывалась в 10 раз больше, чем цена продукции. В таком случае выгоднее дороже купить зерно, например в Хакасии, чем везти его из Краснодара.
Цифровой логист поможет увидеть затраты уже с доставкой. Кстати, закон не обязывает через него везти. Можно и со своими логистами работать. Но эта функция даст возможность упростить планирование. А это поможет решать вопросы с портами, с железной дорогой, автомобилями могут по зимнику везти.
— Мы развиваем Шпицберген, ведем там добычу энергоресурсов. Это вызывает массу вопросов со стороны Запада, но мы, как говорится, тихой сапой движемся в своем направлении. Какую роль этот архипелаг играет для России?
— Исторически эта территория имела нейтральный статус. Потом норвежцы закрепили ее за собой, но позволили всем странам, которые хотят, вести там экономическую деятельность. И мы еще в 30-х годах прошлого века воспользовались этой возможностью. Основной наш поселок — Баренцбург, недавно начали развивать поселок Пирамида.
Мы занимались на Шпицбергене добычей угля, но поэтапно уходим от этого. Это соответствует экологической повестке. Россия всегда очень ответственно подходила к международным экологическим вопросам. Мы подписывали все основные конвенции, которые обеспечивали снижение вреда для окружающей среды.
Теперь мы создаем там международный центр научных исследований, куда приглашаем ученых из дружественных стран, чтобы они занимались научной работой совместно с нашими. Обеспечиваем мелкий ремонт рыболовецким судам: и российским, и иностранным. Сосредоточились на развитии туризма. Люди едут со всех стран. Там очень красивые места, прекрасная природа. Заработали более 100 млн рублей, и выручка растет.