Накануне вечером иркутские автолюбители были шокированы незможностью заправиться. Сразу несколько заправочных станций прекратили продажу топлива, ссылаясь на «технические причины», а там, где бензин еще остался, выстроились длинные очереди из автомобилей.
Дефицит искусственный?
Причины внезапного топливного кризиса иркутянам пришлось искать по уже сложившейся традиции в соцсетях. Последние полгода повышением цены на горючее Антимонопольный комитет Иркутской области занимался разве что в рамках отслеживания ситуации, официальной информации про положение дел нет. Автолюбителям остается лишь негодовать и искать хоть какие-то объяснения по «сарафанному радио».
Правда, обсуждения и бесконечные слухи только вредят, создавая нездоровый ажиотаж. Многие пользователи уверены, что компании, закрывающие бензоколонки, искусственно создают дефицит, чтобы после повысить и без того уже заоблачные цены.
На сайте сети иркутских АЗС «КрайсНефть» появилось объявление об отсутствии топлива: дефицит объясняют неплановыми работами на ряде НПЗ. В телефонном разговоре сотрудники компании подтвердили, что на некоторых АЗС прекратился отпуск топлива именно по этой причине, а так же намекнули, что в повышении цены виноваты котировки нефти за баррель, сегодня она составляет 91,81 доллара. Не далее как десять дней назад баррель продавали по цене 97.11 долл. США.
Редакция «АиФ-Иркутск» решила проверить информацию о снижении отгрузок топлива из-за ремонтных работ. Как пояснил крупнейший региональный поставщик АНХК, эта информация не соответствует действительности.
«Ремонтные работы у нас на заводе проводятся круглый год, и это никак не влияет на отгрузку, - говорит руководитель пресс-службы АНХК Анна Кокоурова. – Мы в полном объеме как производим, так и отгружаем топливо по заявкам. Более того, у нас на складах скопились товарные остатки бензина».
«КрайсНефть» на это возражает тем, что закупает бензин не только у АНХК, но и других НПЗ. Ситуацию обещают выровнять в ближайшее время, а сейчас всё их горючее якобы в пути. Иркутянам хорошего ждать не приходится, достаточно лишь вспомнить известные строчки из произведения поэта Маршака, чтобы предположить развитие ситуации на бензорынке региона: «Однако за время пути, собака могла подрасти». Но вряд ли «кусачие» цены остановят потребление. Голодные бензобаки «проглотят» любую стоимость, и это прекрасно понимают крупные игроки рынка.
Цена на Аи-92 уже достигла критической отметки в 35.90, Аи-95 стал дороже почти на 2 рубля, а 98 стремительно приближается к 40 рублям за литр. Не отстает от своих «собратьев» и дизельное топливо, сейчас за литр ДТ в Иркутске придется выложить от 36 до 36.5 рублей, что объясняется высоким спросом на эту марку.
Плюсы в топливном кризисе находят лишь пешеходы, справедливо полагая, что при дальнейшем развитии дефицита, как минимум уменьшатся пробки и улучшится городская экология.
Уроки прошлого
Еще в далеком 2010 году нас уже предупреждали, что стоимость бензина будет только расти. Цена за литр 92-го составляла 24 рубля и была почти на 1,5 рубля выше, чем в Москве. Тогда разницу объясняли тем, что в августе 2010 года произошло резкое падение объемов производства топлива на Ангарском НПЗ, которое составило 53,4% и 74,4% бензина и дизтоплива.
В декабре 2011 года на ряде АЗС Иркутска пропало сразу несколько видов топлива, а на остальных продавцы подняли цены на бензин сразу на рубль. Ситуация очень напоминала нынешнюю, заправиться порой было невозможно. Причиной стал сбой поставок вагонов на железной дороге. Тогда же УФАС заявило, что к ним не поступило ни единой жалобы на повышение цены.
Еще в мае 2014 года цена на бензин не сильно отличалась от цены 2010 года, за литр Аи-92 в Иркутске просили от 26 до 27.5 рублей. За 5 неполных месяцев цена выросла на 13 рублей и похоже, что в Антимонопольную службу до сих пор никто так и не обратился.
Впрочем, как «АиФ-Иркутск» сообщили в УФАС, уже сегодня в правительстве Иркутской области пройдет экстренное совещание, на котором будут обсуждаться вопросы топливного кризиса в регионе. Хочется верить, что служба, наконец, отнесется к растущим ценам на горючее так же внимательно, как, например, к вопросу завышения тарифов на авиаперевозки.
А что у соседей?
Самый дорогой бензин в восточном регионе страны можно купить на Камчатке. Там за литр 92-го на этой неделе приходится платить по 39,50 рублей. В Забайкалье цены чуть ниже, чем в Иркутске, но меняются еженедельно. Дешевле всего пока обходится топливо в Красноярском крае – до 32 рублей за литр. При этом местные автовладельцы очень боятся бензинового кризиса, считая, что стоимость в регионе ниже, чем должна быть.
Иркутск - не единственный пострадавший город, впрочем. В Новосибирске и цены выросли, и заправки начали закрываться из-за отсутствия продаж.