Эта дорога имеет особое значение для всей страны. Наверное, нет человека, который бы не слышал про неё — ленинградскую Дорогу жизни, которая во время блокады соединяла осаждённый город с «большой землёй». Сегодня о героическом прошлом напоминают только таблички с отсчётом километров и монументы, которые расположены вдоль обочины. АиФ.ru вспоминает историю этой небольшой дороги, которая стала единственной надеждой для тысяч ленинградцев.
Маршруты спасения
13 ноября 1941 года начальник тыла Ленинградского фронта Ф. Н. Лагунов подписал приказ «Об организации постройки ледяной дороги по водной трассе мыс Осиновец – маяк Кареджи». Дорогу предполагалось устроить шириной 10 м для двухстороннего движения автотранспорта, через каждые 5 км должны были сооружаться питательно-обогревательные пункты. С 15 по 19 ноября 12 групп провели обследование установившегося льда. Результаты показали, что трасса на Кареджи имеет свободные ото льда участки, поэтому появились альтернативные варианты через острова Зеленцы. 19 ноября был подписан приказ об организации автотракторной дороги через Ладожское озеро. Дорога должна была пройти по маршруту мыс Осиновец – о-ва Зеленцы с разветвлением на Кобону и на Лаврово. Для эксплуатации и охраны трассы и перевалочных баз создавалось Управление дороги, которое подчинялось начальнику тыла фронта. 26 ноября ледовая магистраль получила официальное название — военно-автомобильная дорога № 101.
Тысяча регулировщиков
При проведении пресс-тура для федеральных СМИ по «ленинградскому» участку Дороги жизни администрацией Ленинградской области были обнародованы неизвестные ранее факты и данные о легендарной трассе.
Фото едущих по льду Ладоги грузовиков и регулирующих движение людей с флажками знакомы многим. Казалось бы — зачем там регулировщики? Перекрёстков же нет. Ответ на этот вопрос поражает своей простотой и ужасающей правдой. Зимой 41-го морозы были сильные — до -51 градуса по Цельсию. А немцы дорогу постоянно бомбили. Воронки-полыньи после попадания бомб быстро затягивало тонким льдом и засыпало снегом, водителям они были не видны, и машины постоянно проваливались под лёд. Только за первую зимнюю неделю было потеряно 150 автомобилей с грузами. И именно для указания мест воронок нужны были регулировщики. Ежедневно на льду озера дежурило до 1000 человек, большинство из них — женщины.
Только за первые шесть (самых страшных и тяжёлых) месяцев блокады — с ноября 1941 по апрель 1942 — по льду Ладожского озера в Ленинград было доставлено 361 000 тонн грузов, главным образом, продовольствия и боевого снаряжения. А из блокадного города эвакуировано 537 тысяч жителей.
«Осталась одна Таня»
Таня Савичева, которая написала знаменитый блокадный дневник, тоже была эвакуирована из Ленинграда по Дороге жизни вместе с детским домом. Дневник девочки завершался строчкой «Осталась одна Таня» — после смерти всех близких родственников она стала сиротой. Таня вместе с другими детьми доехала до посёлка Шатки Горьковской области. Однако она была так слаба, что врачи не смогли её спасти.
Более 15 000 школьников были награждены медалью «За оборону Ленинграда». Если перевести эти цифры на военный язык, они означают, что как минимум «три дивизии» детей противостояли захватчикам вместе со взрослыми.
Дорога жизни — это не только автотрасса по льду озера или водный транспортный коридор во время навигации. Это — сложнейший инженерный комплекс, который включал в себя даже трубопровод, проложенный по дну Ладоги всего лишь за 43 дня. Он вступил в строй 19 июня 1942 года, и за последующие 20 месяцев в Ленинград было подано 40 тыс.тонн горючего. Все инженерные работы и перевозки велись под ожесточёнными обстрелами и бомбёжками немецко-фашистских войск.
Подвиг ленинградцев и людей, которые обеспечивали снабжение города в годы блокады, переоценить невозможно. Именно бескорыстная любовь к своей Родине и народу стала залогом победы в тех условия, в которых она казалась невозможной.