«Платежная дисциплина должна быть включена в критерии эффективности работы глав регионов и стать основанием для принятия кадровых решений», - заявил премьер РФ Дмитрий Медведев 11 марта на заседании Правительственной комиссии по социально-экономическому развитию Северо-Кавказского федерального округа (СКФО). Поводом для столь важных заявлений стала катастрофическая ситуация с платежами за поставленные энергоресурсы на Северном Кавказе.
Злостные должники
На задолженность гарантирующих поставщиков «Россетей» в СКФО приходится 60% от общей задолженности на оптовом энергорынке, хотя объем потребления электроэнергии Северного Кавказа составляет всего 1,5% от общероссийского. К сожалению, ситуация не улучшается, ежегодно суммы только увеличиваются: долги гарантпоставщиков на оптовом рынке в 2015 году выросли на 17%, до 32 млрд руб.
В злостных должниках числится и население. Хотя нередко это пытаются объяснить тем, что расходы жителей Северного Кавказа на коммуналку непомерно велики. Однако при детальном рассмотрении вопроса это утверждение оказывается мифом. По данным исследования «РИА Рейтинг», в 2014 году население Чечни и Дагестана тратило на ЖКХ 4,3% и 4,8% от своего дохода соответственно. Больше всего за коммунальные услуги платило население Московской и Ленинградской областей – 16% и 14,4% соответственно.
За правдой в суд
Зачастую получается, что единственным выходом вернуть огромные долги оказывается обращение в суды. Всего за 2015 год группа компаний МРСК Северного Кавказа подала 272 иска о взыскании задолженности за услуги по передаче электрической энергии на сумму 6 млрд 672,4 млн руб. В течение года в пользу энергетиков приняты решения по 232 делам на общую сумму 4 млрд 443,5 млн руб.
Эксперты утверждают: задерживая оплату, крупные потребители по сути кредитуются за счет энергетиков. «Фактически энергетиков использовали как своеобразные банки. Поскольку штрафов за просрочку платежей предусмотрено не было, не платить было дешевле, чем брать кредиты для покрытия текущих расходов, чем многие и пользовались», – отмечает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. В то же время за неоплату на оптовый рынок электроэнергии предусмотрены крупные штрафы.
Не секрет, что запас прочности в таких непростых условиях можно легко растерять. Ведь хроническое невыполнение обязательств по оплате ставит под угрозу надежность электроснабжения регионов Северного Кавказа. Средства, вырученные за оказание услуг по передаче электроэнергии, МРСК Северного Кавказа направляет в первую очередь на финансирование основных мероприятий производственной деятельности – ремонта и обновления сетей, выполнения присоединения новых потребителей на льготных условиях оплаты, которые для большинства составляют символические 550 рублей.
Противоречивые желания
Регионы требуют, чтобы электрические сети были доступны практически в любом месте и любому потребителю, улучшалось их качество, развивались и ширились подстанции, строились новые линии электропередачи. В то же время делать это они предлагают зачастую исключительно за чужой счет… По сути желания вступают в противоречия, когда из самих субъектов СКФО денежные потоки идут крайне нерегулярно и не в полном объеме, а в действующих тарифах заведомо заложен убыток для электросетевой компании. Но поток требований к энергетикам – «сделайте, обеспечьте, постройте» – не иссякает.
Между тем, по данным заместителя главы Федеральной антимонопольной службы России Виталия Королева, его ведомство проверило тарифы в Республике Дагестан и установило, что они на 18% ниже предельного минимума. В Северной Осетии местные власти пошли еще дальше – урезали тарифы на 46%. Даже несведущему в экономике понятно, что это грозит полным прекращением развития электросетей, массовым сокращением персонала. ФАС России требует от регионов переутвердить тарифы в рамках предельных уровней, иначе они будут отменены, а чиновники – привлечены к административной ответственности (штраф или дисквалификация). Сейчас энергетики МРСК Северного Кавказа, конечно, поддерживают функционирование имеющихся сетей, но зачастую за счет перераспределения средств из других регионов, выполнения срочных ремонтов. Однако очевидно, что такая система долго существовать не может.
Энергетики уверены, что низкие тарифы в Дагестане на протяжении многих лет привели к тому, что инвестпрограмма сетевой компании равна нулю, а рост потребления электроэнергии ежегодно составляет 4-5%. Все это на фоне огромных неплатежей от республиканских потребителей – 4,3 млрд руб. в 2015 году.
Сейчас энергетики МРСК Северного Кавказа, конечно, поддерживают функционирование имеющихся сетей, но зачастую за счет выполнения срочных ремонтов и перераспределения средств из других регионов.
Кстати, президент России назвал неприемлемой нынешнюю ситуацию в энергетической сфере страны, когда тарифы в разы отличаются от региона к региону. Такое положение, по словам Путина, создает неблагоприятные условия не только для населения, но и для ведения бизнеса. Поэтому энергетики надеются, что этот «тарифный деффект» в их сфере скоро будет устранен.
Закон защитит от неплатежей?
Понимая, что ситуация может привести к катастрофе в отрасли, Минэнерго РФ инициировало принятие Федерального закона №307-ФЗ, направленного на «укрепление платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов». После того как его подписал Владимир Путин, закон начал действовать с начала 2016 года. Согласно документу, размер пени, штрафных санкций существенным образом изменился. С момента возникновения задолженности юридические лица должны будут платить пени в размере 1/130 ставки рефинансирования, что эквивалентно взятию банковского кредита под 23% годовых. Ужесточено и наказание за безучетное и бездоговорное потребление энергоресурсов – штрафы увеличены втрое. За самовольное подключение к электрическим сетям штраф для физлиц вырос до 10-15 тысяч рублей, должностных лиц – до 30-80 тысяч рублей, юрлиц – до 100-200 тысяч рублей.
Начиная с 1 января, компании группы МРСК Северного Кавказа уже формируют исковые претензии к должникам с учетом вступившего в силу закона, ужесточающего ответственность недобросовестных потребителей.
Ранее в некоторых регионах Северного Кавказа практиковалась схема, когда предприятие ЖКХ берется в аренду, год или дольше копятся долги, затем предприятие с долгами банкротится, но при этом имущество остается неприкосновенным, поскольку принадлежит муниципалитету или субъекту РФ. А с самой компании и взять нечего. Затем образуется новое юрлицо, и имущество передается новому арендатору, история повторяется. Энергетики становятся заложниками этой грязной схемы и по сути бессильны взыскать задолженности.
Новый закон ввел давно назревший механизм предоставления финансовых гарантий. Предъявляются дополнительные требования при передаче в аренду государственных и муниципальных объектов ЖКХ, исключающие заключение договоров с недобросовестными арендаторами. Этот бизнес, наконец, должен стать прозрачным.
Также согласно новому закону региональные власти обязаны сформировать исчерпывающий перечень неотключаемых потребителей. Если неотключаемые предприятия не платят, то власти должны предоставить поставщикам энергоресурсов финансовые гарантии. Кроме того, даже таких потребителей можно будет полностью отключить за неплатежи. Просто энергетики заблаговременно вынесут предупреждение предприятию, которое должно будет либо заплатить по счетам, либо подготовиться к отключению. В этом случае предприятие обязано заблаговременно обзавестись собственным устройством бесперебойного питания для автономного энергоснабжения, обучить персонал его использованию и т.д.
Таким образом, ответственность за энергоснабжение полностью перекладывается на должников, то есть прокуратура уже будет предъявлять претензии уже к ним, а не к энергетикам, законно требующим оплаты долга.
Без счетчика – дороже
Всерьез заняться вопросами сокращения задолженностей помогут и другие новации в сфере законодательства. Не секрет, что существенно заниженные в республиках нормативы потребления энергоресурсов вовсе не стимулировали население устанавливать приборы учета. Оплачивать по нормативу было гораздо выгоднее. А ведь норматив – это по сути упрощенная, оставшаяся еще с советских времен система, когда оплата взималась с количества проживающих граждан. Тогда никто особо не считал, сколько энергоресурса потреблялось, да и число приборов в каждом доме было минимальным. В наше время условная семья из 4-5 человек может использовать пятьсот, тысячу и даже больше киловатт-часов электроэнергии в месяц, а по действующим нормативам заплатит всего лишь за 200-250 кВт.ч. Разница между реальным потреблением и нормативом относится к «коммерческим потерям». Она тяжелым бременем ложится на энергоснабжающую организацию, поскольку должна быть оплачена из ее «кармана».
И с этого года по действующим нормам жилищного законодательства повышающий коэффициент к нормативам на электроэнергию составил 1,4. Новые суммы собственники жилья, не установившие индивидуальные и общедомовые приборы учета электроэнергии и воды, увидели в своих квитанциях, начиная с января 2016 года.
С 1 июля 2016 года по 31 декабря 2016 года коэффициент поднимется до 1,5, а с 2017 года – до 1,6. Новое решение о повышении нормативов еще выше может быть принято совсем скоро.
Законодатели рассчитывают, что такая мера будет стимулировать население устанавливать приборы учета. Как и прежде для установки общедомовых и индивидуальных приборов учета собственники жилья могут обратиться в свою управляющую компанию, а также в ресурсоснабжающую организацию или любую другую организацию, оказывающую данные виды услуг.
В МРСК Северного Кавказа рассчитывают, что с учетом нововведений задолженность перестанет расти. Надеются, что судебная практика заработает, и в результате потребители постепенно изменят свое экономическое поведение в условиях увеличенной пени и упрощенного порядка ограничения электроснабжения должникам.
Компания по-прежнему открыта для конструктивного диалога в решении проблем задолженности с учетом текущей экономической ситуации, а в отдельных случаях - и реальных финансовых возможностей своих потребителей.