Пожалуй, даже в месяцы расцвета коронавируса не было столько вопросов по отдыху в Турции и Египте: никто никуда не летел. Сейчас вроде и авиасообщение открыто, а проблем не меньше.
АиФ.ru поговорил с экспертами в туризме и самими путешественниками и выяснил, стоит ли планировать отдых на излюбленных курортах россиян.
«Мне гид, грузин из любимого отеля Кемера, написал в Вайбер: «Прилетай, Наташа!» —смеется челябинка Наталья Есина. — Даже не знаю, что делать. С учетом того, что у меня с 2020 года на депозите деньги за отмененный тур болтаются, считай, заморожены, никак не могу перебронировать».
Доступный отдых стал недоступным
С началом спецоперации число туристов из России на популярных курортах Турции и Египта уменьшилось в десятки раз. И если о Турецкой Республике можно сказать, что еще не сезон, то на берегу Красного моря солнце палит давно.
«Сейчас самая главная проблема работы турбизнеса, соответственно, и отдыха россиян, заключается в ограниченной возможности перевозки на курорты, — говорит эксперт по международному и внутреннему туризму, ведущий маркетолог турбизнеса Александр Тепляков. — Два месяца назад Росавиация выпустила рекомендации ограничить российским авиакомпаниям на неопределенный срок вылеты за рубеж в связи с санкционным давлением Запада. Касается это всех перевозчиков, у которых в лизинге находятся самолеты, в связи с высокой вероятностью ареста бортов в аэропортах прилета. Оказалось, что под это подошло большинство авиакомпаний, и вылеты прекратились. Сейчас совершаются попытки борьбы с санкциями, и первыми полетели рейсы авиакомпании Red Wings в Египет. Пока беспроблемно. Прочие авиаперевозчики также готовятся вот-вот начать полеты, но пока безуспешно.
То есть для перевозки туристов сейчас используются иностранные авиакомпании, которые не прекратили полеты в Россию. Если говорить о популярных направлениях, это Турция, Египет и ОАЭ. Цены на туры в связи с нехваткой перевозки для всех желающих выросли вдвое, и отдых за рубежом в доступных странах "у моря" стал доступен далеко не каждому».
По мнению эксперта, к проблемам с отдыхом и, в первую очередь, к подорожанию туров привело и отсутствие альтернативных направлений: сейчас невозможно полететь на большинство черноморских курортов России, до сих пор закрыты аэропорты Симферополя, Анапы, Геленджика, Краснодара и др., которые традиционно принимали огромное количество туристов. При этом открыт аэропорт Сочи, но, невзирая на меры Ростуризма по созданию привлекательных цен в гостиницах (например, была обнулена ставка НДС для отелей до конца текущего года), цены на проживание растут, а жилье раскупается молниеносно».
«Оплатили? Доплатите!»
Туристы массово жалуются на увеличение стоимости отдыха. Причем самое обидное — тур оплачен давно в полном объеме, но туроператор требует доплаты, порой сопоставимые со стоимостью путевки. Россияне мечутся, что же делать? Или доплатить и улететь на отдых за условные 200 тысяч вместо планируемых ста, или отказаться и получить уведомление, что деньги лежат на депозите? А законно ли это?
Челябинка Мария получила уведомление, что должна доплатить по 200 евро за перелет каждому члену семьи. А путевка куплена еще в феврале. «Как так, — недоумевает возмущенная женщина. — Нас четверо, итого я должна отдать еще 70 тысяч, а у меня путевка была 130. Причем турагент говорит, что происходит это через аннуляцию тура, то есть выхода иного просто нет. Это значит: «Оплатили? Доплатите!». Беспредел».
Руководитель турагентства в Нижнем Новгороде Наталья Лотикова уверена, что все не так ужасно: «Я склонна на все смотреть позитивно и считаю, что можно найти выход почти из любой ситуации. Да, иногда сложно, и кажется, что перед тобой закрыты все двери.
С момента начала военной операции прошло чуть более двух месяцев, у наших людей , как мне кажется, уже пошла стадия принятия.
Если в начале марта казалось, что мы никуда не улетим и деньги туристов зависнут на счетах туроператоров на неопределённый срок, то сейчас реально есть свет в конце тоннеля. За последние два дня я сделала перебронь на три несостоявшихся ранее тура».
Наталья объясняет, как получилось отправить туристов отдыхать выгодно. Туроператор в 10-х числах апреля сообщил, что из Нижнего Новгорода не будет вылетов, и предложил перебронировать туры в Турцию с доплатой 276 евро за каждого туриста. Лететь предлагали турецкими авиалиниями либо оставлять эти деньги на депозите до лучших времён, потому что возвратов денег у туроператора сейчас нет. Турагент с туристами сравнила оба варианта: доплатить по 276 евро и оставить изначально забронированную дату 5 мая на 6 ночей или посмотреть календарь цен и с удивлением обнаружить, что забронировать новый тур с вылетом 19 мая (а значит, и море будет теплее) и на 7 ночей можно с доплатой около 240 евро с человека. Конечно, туристы выбрали второй вариант. На руку ещё сыграло укрепление рубля.
«Кто во что горазд»
Александр Тепляков объясняет: «К глубочайшему сожалению, постановление Правительства РФ, которое регулировало бы перебронирования, аннуляции и возвраты денег за туры, до сих пор так и не выпущено, в результате чего у туроператоров нет регламента работы по турам, отмененным в результате спецоперации на Украине, деньги зависли у партнеров. Туристы требуют возврата средств, но ничего не получают в установленные законом сроки, так как туроператорам нечем возвращать. Также полный хаос творится в депозитах и перебронировании туров на другие, открытые направления. Все туроператоры «кто во что горазд».
Страдают все: туроператоры, не имеющие никаких сроков возвратов денег и регламента перебронирований; туристы, которые сидят без средств и без отдыха; турагент меж двух огней, который пытается утихомирить обе стороны».
По словам эксперта, у туроператоров выросли расходы на туры, которые должны состояться. Все это происходит и по причине отсутствия российской чартерной перевозки, и по причине создания новых воздушных коридоров с увеличением времени полетов, и по причине переориентирования на иностранных авиаперевозчиков. Глава курирующего российский турбизнес Федерального Агентства по туризму Зарина Догузова, сообщила, что туроператоры доплату брать имеют право, а уж соглашаться с новыми условиями или нет — дело туриста, так как всегда можно попробовать заменить направление или отказаться от путешествия. Но условия отказа могут быть с учетом фактически понесенных расходов (подтвержденных расходов туроператора по заявке), которые ложатся на плечи клиента.
Можно ли лететь в Турцию?
«Я очень надеюсь, что летний сезон состоится, — комментирует Наталья Лотикова. — Понятно, что не в совсем привычном режиме, потому что рейсов из регионов будет очень мало. Например, у туристов из Нижнего Новгорода нет выбора — надо будет лететь из Москвы, благо что мы не так далеко от столицы.
Турция очень быстро сориентировалась в этой ситуации с ограничениями на перелёты. Национальный авиаперевозчик Turkish airlines запустил более 15 ежедневных рейсов из Москвы. Плюс к концу мая готовится запуск новой авиакомпании South Wind специально для обслуживания российских туристов. Таким образом, проблем с местами на самолёт не возникнет».