Примерное время чтения: 7 минут
288

Необходимы новые точки притяжения. Эксперты Ecumene обсудили туротрасль

Фото: Николай Терещенко / АиФ

Современный туризм тесно связан со стратегией устойчивого развития и охватывает все большее число новых направлений. Эта динамика превратила его в ключевой двигатель социально-экономического прогресса.

Сегодня объем туристического бизнеса равен, а порой и превышает объем экспорта нефти, продуктов питания или автомобилей. Туризм стал одним из основных участников международной торговли и в то же время представляет собой один из важнейших источников дохода для многих стран, создавая экономические выгоды и увеличение занятости в различных областях — от строительства до сельского хозяйства и телекоммуникаций.

Устойчивый туризм занимает прочное место в повестке ООН на период до 2030 года. Однако для достижения необходимых результатов требуются четкие рамки реализации, адекватное финансирование и инвестиции в технологии и инфраструктуру.

В рамках очередной встречи дискуссионного клуба Ecumene эксперты обсудили туризм в России, его новые направления и экологическую составляющую этой области. Модератором дискуссии традиционно выступил программный директор Ecumene Сергей Рыбаков.

Тренд на культурно-познавательный туризм

Заместитель генерального директора Третьяковской галереи Татьяна Шаршавицкая во вступительной речи отметила, что во внутреннем туризме отмечается новый тренд — спрос на информационно-культурную составляющую.

«В последнее время в туризме произошел существенный сдвиг. Раньше люди предпочитали путешествовать в большинстве случаев на курорты, теперь же популярен культурно-познавательный туризм. Второй тренд — это, конечно, рост внутреннего туризма, который экономически выгоден для страны. Есть цель наращивания качественных сервисов по России в связи с этим. Нужно улучшить логистику, инфраструктуру на дорогах, чтобы туристы на автобусах и автомобилях пользовались придорожной инфраструктурой. Насколько я знаю, много новых проектов готовит и РЖД в этой области», — отметила Шаршавицкая.

О проектах Российских железных дорог подробнее рассказала первый заместитель начальника департамента пассажирских перевозок ОАО «РЖД» Елена Ракова.

«Российские железные дороги активно занимаются развитием внутреннего туризма. Все началось со знаменитого уже Рускеальского экспресса. Мы предоставили людям возможность путешествовать на поезде-отеле туристического формата. Мы услышали проблему, связанную с гостиницами, и поэтому пошли на этот шаг. Но, помимо проблем с размещением туристов, еще существует проблема отсутствия инфраструктуры в некоторых регионах. Не все места готовы принять сразу большую группу туристов. Тем не менее наши туристические поезда очень популярны. Легендарным стал поезд “Жемчужина Кавказа”, который за 7 дней показывает туристам целых 5 республик Северного Кавказа. Готовится много новых проектов и направлений. Мы видим, что благодаря этому регионы обрастают необходимой инфраструктурой, как, например, Карелия. Поэтому мы будем создавать больше новых маршрутов совместно с регионами», — рассказала Ракова.

Представитель комитета по туризму при торгово-промышленной палате Чеченской Республики Элина Батаева согласилась с представителем РЖД и подтвердила, что республики Кавказа завоевали славу одних из главных туристических мест страны. И отметила, что создать из ее родной Чечни центр притяжения для туристов было не так просто.

«Было довольно сложно восстановить туризм в Чеченской Республике как в послевоенном регионе. Хотя в СССР — это было популярное направление, многие ехали на море через Грозный. Нам много пришлось сделать, мы активно поддерживаем экотуризм. Восстановили, например, деревню на особо охраняемой природной территории. Решили уйти от массового продукта, делать экскурсии, основанные на традициях, культуре и экологии. Люди приезжают к нам и понимают, что здесь по-другому течет время, особенная атмосфера, домашняя национальная кухня. Люди путешествуют на Кавказ группами, а потом возвращаются как самостоятельные путешественники для детального изучения региона. Мы много чего можем предложить туристам, после оценки туристических потоков по региону, нашли понимание, чего хотят приезжающие. Стали развивать инфраструктуру в разных направлениях, ведь кто-то едет за ландшафтотерапией, кто-то за атмосферой, кто-то в глэмпинг, кто-то на экотропы. Они у нас уходят в разные стороны, надеюсь, что тренд создания экотроп затронет соседние республики и мы запустим общий маршрут по всему Кавказскому хребту», — рассказала Батаева.

Развитие эко и гастротуризма

О важности развития экотуризма заявил и Всеволод Степаницкий, член Координационного совета по экологическому благополучию при Общественной палате РФ и заслуженный эколог России. Также он рассказал о вызовах, с которыми сталкивается такой вид туризма, и том, что не только государство, но и бизнес должен заботиться об экологии.

«Экотуризм отражает идею сохранения дикой природы. Особо охраняемые природные территории — это наше национальное достояние, и им нужна поддержка. Должен быть развит настоящий экологический туризм, чтобы защитить ООПТ. У нас в стране происходят позитивные изменения в этом направлении, существует национальный проект “Экология”, например, но есть и изъяны. Масштабная застройка рядом с национальными парками не соответствует идеологии экотуризма. Часто к экотуристам относят обычных туристов, манипулируя статистикой, поэтому точных данных об этом виде туризма недостаточно. 4 года назад президент заявил, что в заповедниках страны должен быть только экологический туризм, но это проигнорировали в правительстве. У нас даже до сих пор в законодательстве не появилось такого термина как экотуризм», — подчеркнул Степаницкий.

Еще один вид туризма, который обсуждали спикеры во время круглого стола, это гастротуризм. О нем упомянула Элина Батаева, рассказывая о Чеченской Республике, а затем подробнее об этом рассказал президент Международного эногастрономического центра Леонид Гелибтерман.

«Гастротуризма официально в России не существует. Очень важно, я считаю, законодательно легализовать гастрономический туризм в стране. Тут нужно понимать, что гастротуризм — это не про гурманов, которые едут за деликатесом в определенное место, это знакомство путешественника с застольными традициями народов, национальными блюдами и получение знаний о гастрономическом наследии страны. Это тоже культурно-познавательный туризм отчасти. Нужно еще помнить, что основа любого гастротуризма лежит в развитии производства локальных продуктов, этому тоже нужно содействовать в том числе с точки зрения экологии. Нужна отдельная программа подготовки кадров. Давайте будем продвигать регионы через национальную кухню. Это очень важно — в том числе для зарубежных туристов, ведь они были, есть и будут в России. И гастрономический туризм — это то, что мы можем предложить миру, показать российскую кухню, культуру и особенности более двух сотен народов», — отметил Гелибтерман.

Не обделили эксперты вниманием и деловой туризм. О нем во время дискуссии упомянула Генеральный директор Forbes Congress Ольга Орешникова.

«Нужно развивать деловой туризм, потому что это очень выгодно. Сейчас в этой сфере лидерами являются Москва, Московская Область и Санкт-Петербург. Одни из лучших примеров — это Петербургский экономический форум, он приносит городу в 8 раз больше денег, чем на него тратят. И ежегодно создает несколько тысяч рабочих мест. Известно, что деловые туристы тратят в несколько раз больше денег, чем обычные путешественники, что важно для регионов. Сейчас в регионах начинает развиваться такой вид туризма, появляются выставочные центры, но они не всегда используются по назначению, полного понимания, как этим распоряжаться, пока нет», — подчеркнула Орешникова.

Необходимо увеличить количество кадров

По поводу туризма в регионах нашей страны высказался советник генерального директора АО «Аргументы и Факты» Николай Терещенко. Он отметил, что важно продвигать туризм в регионах в информационном поле и рассказал об экологическом проекте медиа.

«Нужно “оттянуть” туристов от самых популярных мест в регионах и предложить им новые точки притяжения. Наиболее продвинутые регионы с информационной точки зрения — это Ставропольский край и Краснодарский край. Они умело рекламируют все новые и новые локации, предлагают культурно-познавательные проекты, опять же — гастротуризм там развит. Мы в свою очередь помогаем экологии в регионах как можем, запустили программу “Уникальные водоемы России”, в ходе которой занимаемся оздоровлением акватории небольших водоемов, которые популярны у туристов», — рассказал Терещенко.

В конце дискуссии проректор Российского государственного университета туризма и сервиса Евгений Родионов рассказал о необходимости увеличить количество кадров в области туризма.

«Кадры в области туризма готовятся как посредством среднего образования, так и высшего. Если на сегодняшний день сложить количество обучающихся в этой сфере, то получится около 50 000 человек. Но нужно больше. К тому же, непропорционально распределены будущие специалисты в области туризма по федеральным округам. В Центральном и Южном округах их много, а в некоторых регионах — почти нет. Выпускники туристической сферы должны соответствовать нормам отрасли, нужно готовить специалистов в разных категориях, а преподавательские составы должны быть расширены и обновлены, чтобы мы не столкнулись с проблемой нехватки кадров», — подытожил Родионов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах