Цены на полёты во время пандемии задраны до неприличия: «крылатые бизнесмены» действуют по принципу «кому война, а кому мать родна». Билеты в Каир и Стамбул системы-агрегаторы предлагали в среднем по 52 000 (!) рублей: лишь согласившись на 10-часовую пересадку, мне удалось его купить за 32 000. Свободно за границу нынче не полетишь. С собой нужно иметь отрицательный тест на коронавирус в бумажном виде (обязательно на английском языке и с печатью учреждения), сделанный не раньше чем за 72 часа до вылета, иначе не впустят в Египет. В аэропорту Внуково этот документ проверяют ещё на регистрации. Сама воздушная гавань представляет собой унылое зрелище. Люди практически не летают, для въезда открыты единицы стран: кругом запустение, некоторые магазины и кафе закрыты. Никаких очередей на личном досмотре и паспортном контроле. В дьюти-фри сотрудники едва не плачут, глядя, как ты уходишь без покупки. На посадку в самолёт пускают только в медицинских масках, проверяют температуру. Это ещё цветочки, впереди вообще полный рок-н-ролл.
Шоу озверевшей помещицы
Про горячее питание на борту отныне забудьте. Про алкоголь — аналогично. Ранее авиакомпания Turkish Airlines подавала и кебаб, и вино. Теперь в бумажных пакетах раздают «сухпайки»: чёрствый бутерброд с жалким полупрозрачным ломтиком индейки, крохотный кекс, бутылку воды и мизерную упаковку сока. На этом всё. Довольно мило: прикрываясь заботой о пассажирах, авиакомпании отобрали у них еду и «веселящие напитки», увеличив цены на билеты. И всё это под лозунгом борьбы с коронавирусом, хотя не очень понятно, как вредит микробам ликвидация горячих блюд и вина.
Люди сидят в креслах, на лицах маски. Стюардессы, как полиция, патрулируют самолёт и тут же указывают вернуть маску обратно, если у кого-то она сползла на подбородок. «Разоблачиться» можно только на время еды, и эти условия напоминают содержание в тюрьме преступной помещицы XVIII века Дарьи Салтыковой — Салтычихи. Она отбывала наказание в полной темноте: «зажигать свечу, только когда еду подают, а как она отъест, гасить снова». Ситуация похожа: сняли маски, поглотили бутерброд, тут же опять напяливайте, экипаж бдит. Всем раздали бумажки с вопросами: ощущались ли симптомы простуды, есть ли кашель, какие страны посещали за 14 дней? Объяснили: двум людям одной ручкой формуляр заполнять нельзя. Но пассажирам было плевать.
«Ковид, карта йок»
Бумагу молча забрали пограничники на паспортном контроле Стамбула: по сути, можно писать что угодно, факты никто не проверяет. Высидеть в аэропорту 10 часов непросто, поэтому я заказал поблизости бюджетный отель за 20 евро. Обещанный трансфер не состоялся: хозяин гостиницы честно сказал, что других приезжих нет, и незачем ему ради одного меня целый «мини-автобус» гонять. Беру такси. Турецких лир не имею, но на борту машины написано: «Платите любой банковской картой!» Через 10 минут приезжаем, «пластик» не берут — «ковид, карта йок»: то бишь из-за эпидемии требуют только наличные. Хозяин отеля по имени Мехмет (встретивший меня в маске) поменял евро для оплаты такси, мило попытавшись содрать комиссию в 10% (это у него не вышло). Готовя для единственного постояльца чай, Мехмет сокрушался насчёт эпидемии: «У меня три гостиницы, две пришлось закрыть». Парень поведал, что в Каппадокии цена за полёты на воздушном шаре упала в 4 раза. «Больше с туристов драть не получается», — с сожалением сказал он. Поспав 7 часов (комнатка за 20 евро была вполне себе), я вернулся на такси в международный аэропорт Стамбула. На входе тщательно проверяли билеты.
Апокалипсис в Стамбуле
Сам же аэропорт по мрачности превосходит Внуково. Без обычных гигантских толп людей со всего света он куда более безлюден и пустынен. Коронавирус закрыл сотни направлений: массово захлопнули двери магазины дьюти-фри и закусочные фуд-корта. Свет выключен, полутемно, железные жалюзи вместо витрин. Постоянно громкие голосовые объявления: «Для вашей безопасности оставайтесь в маске!» Вспоминается песня из кинофильма «Мистер Икс»: «Всегда быть в маске — судьба моя!» У места посадки на рейс в Каир служащий аэропорта проверяет мою бумагу с тестом на COVID-19. Смотрит, возвращает, затем опять просит достать и посмотреть... с очень важным видом, сразу заметно: на должности человек. У одного араба тест в электронном виде: его отправили распечатывать. «Где я сейчас найду принтер? Через 20 минут посадка!» — «Простите, сэр. Вероятно, где-нибудь». Салон самолёта битком набит египтянами: они спорят о том, кто и где должен сидеть, но стюардесса закрывает дискуссию. Полёт проходит по прежнему принципу: сэндвич с жалкой индейкой, вода и система помещицы Салтычихи. Снова требуется заполнить форму о здоровье, но с большим числом вопросов, чем в Турции: как себя чувствуете, нет ли проблем с горлом, температурой и кашлем, общались ли с больными коронавирусом? Да, вот прямо сейчас все и признаются.
Минус одно раздолбайство
По прилёте в Каир перед пограничными будками — «контроль здоровья». Полицейский вручную (то есть взяв за плечо или руку) расставляет пассажиров на расстояние 2 метра друг от друга, специальная рамка меряет температуру, отдельный сотрудник внимательно (третий раз после аэропорта Москвы!) смотрит справки об отсутствии коронавируса. Строго требуют оставаться в масках, предлагают протереть руки антисептиком. Для славящегося раздолбайством и бардаком Египта такой порядок просто удивителен. Зато на паспортном контроле повторяется турецкая история: усатый египетский пограничник, даже не взглянув, кидает бумажку с информацией о моём здоровье и посещениях стран в стопку таких же. Приклеивает на страничку визу — и всё, можете выходить в город.
Подводя итоги, хочу заметить: при выезде за границу большинство мероприятий по борьбе с коронавирусом сделаны тупо и сугубо «для галочки». Просто для того, чтобы изобразить какие-то действия, хотя они бесполезны. Для чего требуют дорогостоящий (2 500 рублей) тест на COVID-19, сделанный за 72 часа до вылета, если человек может заразиться через 10 минут после сдачи анализа? Отчего в полёте не кормят людей? Кто доказал, что можно схватить вирус через горячую пищу или стакан вина? Зачем заполнять бесконечные бумаги, когда их никто не смотрит? По какому поводу в гостиницах радостно отметили трансферы и завтраки? Складывается чёткое ощущение: и клиники, и авиакомпании, и владельцы отелей используют коронавирус лишь для наживы на туристах. Пожалуй, так оно и есть.