Блокпост на трассе похож на капкан; в самом простом варианте он организуется при помощи трёх грузовиков. Два из них располагаются таким образом, что их приходится объезжать «змейкой», сильно сбавляя скорость; рядом дежурят вооружённые инспекторы. Третий грузовик расположен посередине дороги: на крыше пулемётчик — с высоты «КамАЗа» все шоссе просматриваются как на ладони.
Звучит тревожно? Но никакого напряжения не чувствуется. Скорее усиленные военными посты являются местным символом правопорядка. Да, Ингушетия, Чечня, Дагестан — зоны повышенной бдительности правоохранителей. Но значит ли это, что туристам сюда лучше не ездить? Вывод неверный: в регионе давно нет войны; места, ранее фигурировавшие в боевых сводках, встретили корреспондента АиФ.ru радушием и вежливостью жителей. «Вы военнослужащий или в отпуск приехали?» — спрашивает инспектор, глядя на берцы и рюкзак в багажнике машины. «Турист. С Эльбруса еду» — «А, ну, хорошего отдыха!»
Чечня
Напомним условия нашей поездки: сутки на каждый пункт путешествия с прогулкой по интересным местам, ужином и ночёвкой. Ну, поехали: безусловно, самым любопытным местом в Чеченской республике является столица. Она встречает гостей огромным глобусом с надписью «Грозный — центр мира!». Амбициозное заявление, но, что и говорить, другого такого города на Кавказе точно нет.
Гуляя по Грозному, трудно представить себе, что режим контртеррористической операции (КТО) был отменён всего несколько лет назад, что здесь были руины и вообще когда-то велись боевые действия. В городе нет ни одного разрушенного здания: он полностью отстроен, сохранившиеся постройки перелицованы. Грозный напоминает только что отремонтированную квартиру: всё абсолютно новое, ещё не выветрился запах строительной пыли и пустуют поверхности.
Город возведён аккуратно, буквально «по линеечке», и выглядит картинкой: длинные ровные улицы, идущие вдоль свежих фасадов домов и аккуратных заборов, обсажены деревьями и купаются в зелени. Бросается в глаза обилие уличного «декора»: например, многочисленных ротонд — с подсветкой, питьевыми фонтанчиками, всевозможных размеров и архитектуры. Однако ударные темпы строительства неизбежно проявляются в мелочах: пешеходные дорожки склонны неожиданно обрываться, одна из встреченных «зебр» упиралась в отбойник, а красивая тротуарная плитка зачастую неважно уложена.
Чем-то это напоминает Москву, где модернизация городской инфраструктуры также ведётся быстро. Ещё больше сходства столицам придают огромные торговые центры на центральных проспектах и знаменитый ансамбль небоскрёбов «Грозный-Сити». На фоне преимущественно малоэтажной застройки башни кажутся словно построенными «на вырост», в целом, как весь Грозный, они производят сильное впечатление.
Здесь есть на что посмотреть, за весь день не обойти: скажем, мечеть «Сердце Чечни» — самую большую в России и одну из самых больших мечетей в мире (в ней одновременно могут находиться более десяти тысяч человек); Триумфальную арку, здание Национальной библиотеки, а также множество любопытных строений в современном стиле. Пожалуй, сочетание строгой консервативной архитектуры и модернистских экспериментов является главной «фишкой» Грозного; чувствуется, что над обликом города потрудились художники.
Отметим, что на майские праздники оказалось не так-то просто найти гостиницу за приемлемые деньги. Несмотря на то, что цены в целом по городу существенно ниже московских, приличный номер будет стоить 4–5 тысяч рублей. Что касается ресторанов, то турист непременно должен посетить кафе-бар «Купол» на 32-м этаже «Грозный-сити»: во-первых, сама башня поражает внутренним убранством, а во-вторых, оттуда открывается великолепный панорамный вид на город.
Дагестан
Трасса до Махачкалы от Грозного проходит через Хасавюрт — беспокойный город, наводнённый силовиками. Заприметив BMW с московскими номерами, российские солдаты на посту приветливо кивают. Далее по трассе «Кавказ» пришлось обойти небольшую колонну бронетехники. Такое количество военных поначалу внушило тревогу (в Махачкале как раз проходила локальная контртеррористическая операция), но Дагестан оказался совершенно мирным местом.
Если вы полагаете, что это край недружелюбных бородачей и замотанных по глаза женщин, разуверьтесь в этом. Пословица «чем выше горы, тем ниже "приоры"» также оказалась неверна — заниженных машин и прочего безумного «жигули-тюнинга» на самом деле очень мало. Оно и понятно: местные горные дороги скорее требуют джипов, и в ходу здесь старенькие «японцы» — Land Cruiser 80, Patrol Y60 и так далее.
Конечно, в посёлках всё патриархальнее, но Махачкала — вполне светский город, по-своему очаровательный: множество одно-двухэтажных домов XIX века, уютные старые бульвары и скверы, набережная, ведущая к песчаному городскому пляжу. Махачкала могла бы стать первоклассным курортом, которым она являлась в 70–80-е годы при СССР — для этого здесь есть всё, но обветшавшая за два десятилетия инфраструктура требует капитального ремонта. Глядя на разбитую набережную и какие-то бетонные остовы в воде, с которых ловят рыбу, трудно удержаться от грустных мыслей: похоже на затоптанную в пыль жемчужину. Ведь здесь есть не только море для отдыхающих, но и знаменитые лечебные минеральные курорты. Всё это более-менее сохранилось, худо-бедно функционирует, в это просто необходимо вдохнуть новую жизнь, сделать привлекательным.
К сожалению, запланированное посещение двух мест из этого списка не удалось — обвал породы в горах заблокировал дорогу, так что поездка к каньону затянулась практически на весь день. Но это того стоило: ущелье длиной в полсотни километров и глубиной почти в два километра — одно из самых красивых мест в Дагестане. Неподалёку находится Чиркейское водохранилище и грандиозная ГЭС — самая мощная электростанция на Северном Кавказе, имеющая вторую по высоте плотину в России и самую высокую арочную плотину. Чтобы добраться до этого потрясающего места, необходимо ехать в селение с нехарактерным для Дагестана названием Дубки (бывший посёлок строителей ГЭС) — оттуда открывается самый красивый вид на каньон.
Советы путешественникам
Если вы вдохновитесь на автомобильное путешествие по Кавказу, полезно знать несколько дорожных особенностей этого края. Манера вождения местных давно вошла в поговорку, но всё не так плохо, скорее специфично. Так, например, водители склонны пропускать пешеходов в любом месте, где им вздумалось перейти дорогу, но совершенно не склонны стоять перед «зеброй» на светофоре.
При обгоне по «встречке» машина зачастую выходит прямо в лоб потоку — обгоняющий ждет, что встречные ему уступят, прижавшись к обочине. Звучит дико, но это обычное дело. Как и обгон обгоняющего вторым рядом по встречной полосе, а также обгон справа по обочине. Справедливости ради следует отметить, что большинство всё же водит аккуратно.
Если вы вздумаете помыть автомобиль, наберитесь терпения, мойка на Кавказе возведена в культ. Машину спокойно могут надраивать целый час, даже если вы попросите «только сверху слегка сполоснуть». Покрытие кузова воском и чернение покрышек часто включены в цену мойки и выполняются «по умолчанию» — если эти процедуры вам не нужны, предупреждайте заранее.
Требование знака 2.5 «Движение без остановки запрещено» выполняется неукоснительно. То есть перед каждым постом ГИБДД или армейским блок-постом следует остановиться и стоять до тех пор, пока вам не разрешат двигаться дальше.
Беглый досмотр багажника — распространённая процедура, поэтому не возите там вещи, которые могут вызвать ненужные вопросы. Скажем, рюкзак армейского образца, камуфляжный костюм или чехол со штативом обязательно заинтересует досматривающего.