От Москвы до прибалтийских стран ехать чуть дальше, чем до Белоруссии, но в праздничные дни путь занимает существенно больше времени. Виной тому, конечно, граница между странами. С точки зрения таможенных формальностей, для россиян Литва, Латвия и Эстония — давно чужие страны. Для посещения понадобится медстраховка и Шенгенская виза. Если оформлять её через визовый центр Литвы, стоимость составит 70 евро с человека. Лично через посольство дешевле — 35 евро, но дольше.
Что касается автомобильных документов, то тут необходим стандартный пакет: свидетельство о регистрации, водительское удостоверение, страховка. «Зелёная карта» на Белоруссию в Евросоюзе не действует, поэтому перед поездкой или незадолго до границы надо оформить полноценный международный полис. Документ на 15 дней (это минимальный срок) стоит 2500 рублей.
Вариантов попасть в Прибалтику из Москвы уйма разной протяжённости. Ближе всего из трёх столиц — Вильнюс. С него лучше и начинать. Если пробираться в сторону столицы Литвы через Минск и контрольно-пропускной пункт Мядининкай, велик риск нарваться на серьёзную пробку на таможне. Наиболее удобный и быстрый вариант пересечения границы — по трассе М-1, затем через Глубокое и белорусско-литовский КПП Котловка – Лаворишкес. И общее расстояние меньше 900 км, и приграничные очереди не такие длинные. Впрочем, просто пролететь таможню в предстоящие выходные в любом случае не получится. Если в обычные дни все проверки остаются позади максимум за полчаса, то в праздники на очередь стоит закладывать по пессимистичному сценарию 1,5–2 часа. Ещё больше может уйти времени, если начинать освоение Прибалтики с Латвии по трассе М-9. Непосредственно на саму дорогу при выборе любого из вариантов уйдёт примерно 10 часов. Таким образом, только путь из Москвы до Вильнюса займёт полдня.
Зато в самой Прибалтике расстояния между интересными и красивыми городами по российским меркам ничтожные, а дороги в большинстве направлений хорошего качества. К примеру, от Вильнюса до Риги меньше 300 километров. Границ между прибалтийскими государствами, как между странами Евросоюза, нет даже символических. При желании можно успеть и за три дня посмотреть все три страны. Чтобы никуда не торопиться, лучше сосредоточиться на одной из них.
Топливо в Прибалтике более чем в два раза дороже, чем в Белоруссии, — около 83 рублей за литр АИ-95. Если заправиться до границы и ограничиться одной – двумя странами, то, возможно, европейской горючкой пополнять бак даже не придётся. По российским ценам на топливо за поездку уйдёт около 7–8 тысяч рублей при расходе 8 литров на сотню.
Важно помнить, что в прибалтийских странах использовать радар-детектор запрещено. На таможне за этим следят, поэтому перед границей прибор надо снять и на территории Литвы, Латвии и Эстонии не использовать. Иначе конфискуют или заставят разбить.
Нарушать правила здесь, как и во всём Евросоюзе, очень дорого. В населённых пунктах ограничения по скорости жёстче, чем в России и Белоруссии. Надо привыкать ехать не выше 50 км/ч. За пределами населённых пунктов, в зависимости от типа трассы, лимит составляет от 90 до 130 км/ч. К примеру, в Литве превышение на 20–30 км/ч карается штрафом от 28 до 86 евро. Примерно такой порядок во всех трёх странах. Пить за рулём, конечно, нельзя, и нельзя забывать, что в «алкогольной» части местные законы расходятся. Эстонцы позволяют содержание алкоголя в выдыхаемом воздухе на уровне 0,2 промилле, литовцы — 0,4, а латвийцы — все 0,5.
В столицах придётся раскошелиться на платную парковку. Каждая из них поделена на несколько «ценовых» зон. Стоимость стоянки отличается разительно. Скажем, на окраине Таллина парковка автомобиля обойдётся в 0,6 евро в час, а в центре города — 4,8 евро. Поэтому при бронировании гостиниц и, тем более, апартаментов обязательно стоит уточнять наличие машиноместа.
Стоимость проживания в Прибалтике, несмотря на предстоящие праздники и дорогой евро, не выглядит пугающей. Номер на сутки в трёх- и даже четырёхзвёздочной гостинице Вильнюса или Риги во время предстоящих праздничных выходных можно найти даже за 3,5 тысячи рублей. Разницы по сравнению с той же Белоруссией почти нет. Так что автомобильное путешествие в Прибалтику хоть и займёт немало времени, но совсем не разорит российского туриста.