Но, оказывается, русская культура не ушла с Аляски вместе с нашими поселенцами. Подтверждения этому нашёл там полярный путешественник и учёный-эколог Михаил МАЛАХОВ. Недавно он вместе со специалистами-историками при поддержке Русского географического общества прошёл по маршрутам экспедиции первопроходца этих мест, морского офицера, жителя Рязани Лаврентия Загоскина, который в 1842-1844 гг. по поручению руководства Российско-американской компании исследовал внутренние районы Аляски.
«Они вернутся!»
- Эскимосы на Аляске считают себя русскими. Увидев нас, эскимосы и индейцы из племени атапасков расплывались в улыбке: «O, kasak!» («О, казак!»), и тут же зазывали к себе в гости... Приплываем в деревню в устье реки Юкон, и хочется протереть глаза: берёзы, тополя, рубленые избы, деревянная церковь с православным крестом. Вокруг огороды, поленницы дров и бани. И тут же развевается звёздно-полосатый флаг… Идём по улице - нам кланяются. Двое из троих встреченных на дороге эскимосов бьют себя в грудь, повторяя с гордостью: «У меня в жилах русская кровь! Мой прапрапрадед был из России...» На местных кладбищах - сплошь русские имена и фамилии. Предания о том, что «русские вернутся», передавались тут из поколения в поколение. И вот они наконец дождались: мы пришли. Мы были первыми людьми из России, побывавшими в этих краях спустя полтора века!
Заходим в церковь в деревне Рашен Мишен. Она была и остаётся центром православия на Юконе. В храме - алтарь, иконы Богородицы и русских святых, богослужебные книги, в том числе и на русском языке, свечки, лампадки, батюшка-эскимос отец Пётр, диакон Моисей Габриелофф… Старожилы объясняют: русские имена тут носят даже вожди местных племён.
Мы видели среди эскимосов и протестантов, и католиков, и адвентистов седьмого дня. Но православных там абсолютное большинство. Вера, пришедшая из далёкой России, соответствует менталитету местных аборигенов. Тяжёлая жизнь, в которой лишений всегда больше, чем радости, борьба за существование в суровом краю, взаимопомощь, выживание сообща, принцип «Все люди - братья», который проявляется не на словах, а на деле, - всё это очень похоже на быт русских общин. А эскимосские новогодние праздники очень похожи на наши святки. Конечно, там празднуют и американский День независимости, и День благодарения, но на Новый год и Рождество ставят ёлки, наряжаются, дарят подарки. Хотя не пьянствуют: продажа алкоголя запрещена.
Продали 600 русских
Назад в Россию никто из них не просится, но память о российских поселенцах осталась добрая. Ведь колонизация Аляски русскими была в целом мирной, практически бескровной. В местных рукописных краеведческих и метрических книгах обязательно есть записи о «казаках». Когда мы называли имя Лаврентия Загоскина и показывали портрет, все двери мгновенно распахивались. Мы чувствовали к себе реальный, неподдельный интерес. Нас встречали хлебом-солью. Люди помнят. Хотя по историческим меркам присутствие русских на Аляске было недолгим: около 70 лет, то есть максимум три поколения. В лучшие годы там находилось до 800 переселенцев - на территории, превышающей по размерам Западную Европу. Когда продавали, оставалось всего 600 человек…
В школах, где мы проводили уроки истории, дети эскимосов интересовались: «Занимаетесь ли вы у себя коммерческой рыбалкой?», «Много ли у вас медведей?», «Сколько лосей вы добыли в этом году?» О политике - ни слова… Редко кто из жителей Аляски выезжал не только за пределы Америки, но даже и за границу своего штата. О России знают лишь, что это большая страна где-то рядом, половина верно назвала и столицу.
До сих пор волна истории не смыла добрых следов пребывания россиян в этих и сегодня диких местах. В этом и есть наследие русской Америки, удивляющее учёных-историков.
*Рашен Мишен (англ.) - Русская Миссия.