Есть мнение, что с острова Кокос (по-испански - Isla del Coco) Даниель Дефо списал свой остров Робинзона Крузо, а Стивенсон - Остров сокровищ. А голливудский сценарист Майкл Крайтон использовал Кокос как прототип для ещё одного мифического острова - в фильме Спилберга «Парк юрского периода».
Что происходит в этом легендарном месте сегодня? Об этом «АиФ. Без границ» рассказал Александр Ингилевич, действительный член Русского географического общества, писатель, специалист по подводной археологии и руководитель экспедиционного клуба «Архео». С 2004 г. он организовал и провёл несколько экспедиций по следам походов испанских конкистадоров в странах Латинской Америки - Перу, Боливии, Эквадоре, Панаме и Коста-Рике, где искал ответы на загадки древних цивилизаций. А недавно вместе с участниками клуба «Архео» побывал на острове Кокос и погрузился в его «золотые» воды.
Неприступный рай
- Рейсом через Мадрид мы прибыли в Сан-Хосе - столицу Коста-Рики, государства в Центральной Америке. Потом ехали на джипах до небольшого портового городка Пунтаренас. Оттуда на остров Кокос ходят сафари-боты - корабли, оборудованные для ныряния и проживания на них дайверов. От Пунтаренаса до Кокоса, который находится в 600 км от побережья, идти морем часов 36-40. За это время мы успели отдохнуть от дороги и акклиматизироваться (разница во времени с Москвой - 9 часов минус), а некоторые и смириться с морской болезнью (качает Тихий океан изрядно). Для справки: в Коста-Рике два сезона, мокрый с апреля по октябрь, когда до обеда каждый день идёт дождь, и сухой, когда дождей нет вообще.
Сам остров с моря кажется не таким уж большим: чтобы обойти его на катере, нужно чуть больше получаса. Берега кажутся неприступными: высота обрывов достигает десятков метров. У воды в скалах часто встречаются гроты и арки. Во всей сильно изрезанной береговой линии есть только две бухты с пляжами, где могут причалить корабли, - Чатем и Уэйфер-Бэй. Всё остальное - отвесные стены.
Зато за ними настоящий рай - девственные влажные тропические джунгли. Когда идёшь на боте вдоль берега, видишь, как с обрывов в море низвергаются водопады. На острове их около двухсот, а в сезон дождей становится ещё больше. При этом нет ни одного источника пресной воды. Откуда же водопады? Наверху, в горах, находятся озёра, которые питаются дождями. Поэтому пресной воды на Кокосе всегда в избытке.
Клад на кладе
Издавна Кокос получил два наименования: «пиратский сейф» и «Мекка кладоискателей». Говорят, будто в его в недрах хранятся сокровища чуть ли не на 1 млрд долл. Их ищут с начала XIX в. и до наших дней. Лучше всего это полное человеческих драм время характеризует история настойчивого капитана Августа Гисслера.
Немецкий авантюрист, одержимый кладоискательством, он в 1889 г. основал на Кокосе сельскохозяйственную колонию и перекопал почти каждый клочок островной земли, потратив на это 50 тыс. тогдашних долларов - в полной уверенности, что на Кокосе сокрыты сокровища инков, награбленные конкистадорами под предводительством Писарро. В итоге колония зачахла из-за слабой связи с материком, а Гисслер отыскал лишь десяток старинных испанских монет. После 19 лет бесплодных поисков его сняли с острова в полном изнеможении.
Сам Кокос был открыт европейцами в XVI в. В XVII-XVIII вв. пираты использовали его как базу, где можно было запастись пресной водой и древесиной для починки кораблей. Тогда же, по легенде, они и начали прятать на нём сокровища. Затем Кокос был прибежищем для китобоев, его пытались превратить в ссыльную тюрьму и плантацию. Обе попытки провалились. Зато расцвели кладоискательство и авантюрный туризм. В этой Мекке охотников за удачей побывали уже больше 300 поисковых экспедиций, однако ни одна из них не объявила об успехе. Или не призналась в нём!
Что же ищут на Кокосе? Один из кладов принадлежит легендарному британскому пирату Генри Моргану. Другой - океанографу, литератору и опять же пирату Уильяму Дампиру. Зарыл на острове золото и бывший капитан английского королевского флота Александр Грахам по прозвищу Бенито Бонито, или Кровавый Клинок. Известна и легенда о «сокровищах Лимы» - испанских государственных и церковных ценностях, вывезенных из Перу во время войны за независимость (в том числе, например, золотая статуя в человеческий рост Святой Девы с младенцем). Всё это спрятал на Кокосе английский капитан Скотт Томпсон.
Ореховый праздник
Однако на Кокосе есть и другие сокровища - его необычайно богатый растительный и уникальный подводный мир. Из-за них остров объявлен заповедником и достоянием ЮНЕСКО. А посетить «пиратский сейф» можно только по разрешению властей Коста-Рики. Но и при его наличии высадки на берег тех же дайверов редки - лишь пару раз за 10 дней, пока бот стоит на рейде в бухте.
Остров и 20-мильную морскую зону вокруг него охраняют несколько рейнджеров - суровых ребят, несущих службу вахтовым методом. От них зависит, сможете ли вы сойти с бота на берег. Могут разрешить, а могут и нет. Когда наше судно бросило якорь в бухте Чатам, они подошли на резиновой моторной лодке типа «Зодиак», поднялись на борт и первым делом проверили у всех прибывших документы. Рейнджеров было двое: один пожилой, а другой совсем молодой парнишка. Выражение лица у обоих было одинаковое: самосознание собственной значимости. И не без оснований, если учесть трудности с охраной заповедника.
Позже, фотографируя окрестности рейнджерской базы, я не мог взять в толк - что за бардак у них там? Старые лодочные моторы, мешки с сетями, мотки лески и даже лодки и катера, брошенные на берегу. Как оказалось - имущество браконьеров, добыча рейнджеров за последние четыре месяца. Рейнджеры не церемонятся с браконьерами: об этом говорят пробоины в бортах конфискованных катеров. Кроме «Зодиаков» у рейнджеров есть и скоростные катера с мощными моторами и рубкой.
Одна из местных достопримечательностей - висячий мост через ручей, сплетённый из рыбацких снастей: лесок и сеток, оформленный пластмассовыми и пенопластовыми буйками. За ним тропа поднимается по склону сквозь джунгли. Местами она покрыта прелой листвой, мокрой и скользкой. Справа отвесный обрыв, слева русло ручья, гремящие потоки воды и острые камни. Сердце подчас замирает в испуге, но затем приходишь к зрелищу невероятной красоты - водопаду, падающему с высоты двухсот метров, и это всё искупает. Внизу небольшое озерцо с тёплой водой, где дозволяется искупаться.
Ну и, конечно, кокосы, именем которых испанцы назвали остров. Бродя по берегу, мы видели заново высаженные рощицы кокосовых пальм и свежепроросшие орехи. В своё время рощи этих деревьев были почти полностью вырублены.
На этот счёт есть красочное свидетельство известного британского путешественника Лайонела Уэйфера, именем которого названа одна из двух бухт острова. Однажды матросы, желающие доставить себе удовольствие, почти всей командой сошли на берег, срубили несколько десятков пальм, собрали орехи и набрали около 20 галлонов кокосового молока. Потом расселись на стволах и начали пить, произнося тосты за короля и королеву. Выпили преизрядное количество, и никто не захмелел. Однако жидкость так притупила их чувства, что они не могли ни ходить, ни даже стоять на ногах. Пришлось остальным членам команды, не участвовавшим в увеселении, грузить этих матросов в шлюпки и отправлять на борт. Прошло пять дней, прежде чем они окончательно пришли в себя.
На какой глубине лежат «золотые» галионы острова Кокос? В какое время суток и где спят тамошние акулы? Почему они не нападают на дайверов? Что чувствует аквалангист посреди тысячной стаи рыб-молотов и в подводном храме у скал Лос Амигос? Об этом - в следующем выпуске «АиФ. Без границ».
Из «АиФ. Без границ» № 44
Читайте по теме: Акулы и сокровища