Примерное время чтения: 6 минут
311

Есть кто в шатo?

Шато Эней ле Вьей (Chateau d'Ainay-le-Vieil) во времена Жанны д’Арк принадлежало хранителю казны Карла VII, которого незаслуженно обвинили в измене королю. Предки нынешних его владельцев, чей род восходит к X веку,

верно служили королям династии Валуа, Бурбонам и Наполеону Бонапарту. А сегодня главная страсть, которая объединяет всех членов большой семьи, – это сады. Неслучайно именно Эней ле Вьей был выбран для того, чтобы представить знатокам новый вид ирисов, крёстной которого стала известная французская писательница Анна Гавальда.

   

Розы вместо ружей

Суровые стены средневекового замка с многочисленными бойницами и нежный розовый сад – именно этот контраст больше всего поражает сегодня в Эней ле Вьей. Его не зря называют «луарским Каркассоном»: столетиями владельцы этого шато вынуждены были жить за тройной линией укреплений.

Внешняя стена, которую уже снесли, останавливала первый натиск неприятеля. Ров глубиной в восемь метров не давал подобраться ближе и установить лестницы для штурма. А основная стена замка изобиловала ловушками и секретными переходами. Если же врагам всё-таки удавалось проникнуть внутрь, то оборона продолжалась из донжона, укреплённой башни посреди двора. В общем, тем, кто жил в этом замке в XII-XIV веках, не позавидуешь.

Зато в эпоху французского Возрождения владельцам Эней ле Вьей уже ничто не угрожало, и можно было сосредоточиться на благоустройстве территории, а не на её укреплении. Классический сад Ренессанса во Франции (конец XV – начало XVII вв.) подразумевал много цветов и воды, которую «оформляли» в виде каналов, каскадов или прудов. И несколько столетий главным украшением считались розы.

    

Лилии или ирисы?

Нынешняя владелица замка баронесса Мари-Соль де ла Тур д’Овернь рассказала «АиФ. Европа», что розарий сохранился исключительно благодаря стараниям её матери. В XX в. Эти цветы стали считаться старомодными и начали исчезать из садов и парков. Но её мама обожала розы и, вопреки новым веяниям, сохранила десятки сортов. Причём отдавала предпочтение классическим «ренессансным» – белым и тем, что окрашены во все мыслимые оттенки розового. «Ко двору» Эней ле Вьей не были допущены кричаще-сексуальные красные и бордовые тона.

Ещё одним цветком-фетишем этого замка стал изящный ирис. Голубой с белым, охряной с коричневым, жёлтый с синим, оранжевый, фиолетовый и розовый – среди 800 видов ирисов можно найти буквально все цвета, которые смогла придумать природа.

В этом году в Эней ле Вьей был представлен новый ирис «Жак Кер»: с венчиком золотого цвета, удивительным образом переходящего в насыщенный бордо нижних лепестков. «Крёстной матерью» выступила известная французская писательница Анна Гавальда. «У меня есть домик в долине Луары, я считаю, что это самое прекрасное место во Франции, неслучайно его так любили короли. Конечно, я тоже выращиваю цветы, и в частности ирисы, особенно люблю тот сорт, который называется «сибирским», – рассказала она «АиФ. Европа».

Кстати, историки считают, что знаменитые королевские лилии на гербе Фpанции вначале были вовсе не лилиями, а… ирисами. Якобы потому, что король Хлодвиг в V в. спас себе жизнь, укрывшись от врагов в зарослях ирисов около пруда. Но последующие правители сочли изнеженную лилию более королевской, нежели дикий «болотный» цветок.

Любовь и измена

Назвали новый ирис, который презентовали в этом году в долине Луары, в честь бывшего владельца замка. Аристократ Жак Кер, хранитель королевской казны Карла VII, превратил Эней ле Вьей в центр тогдашней светской жизни. Но

настал момент, когда он попал в немилость к коpолю. В истории некрасивый и завистливый Карл VII остался как человек, который был всем обязан Жанне д’Арк и предал её при первой же возможности. Жак Кер тоже стал слишком уж независимым и пользовался большим авторитетом и в обществе и в политике – самое время обвинить его в измене. Замок был конфискован, а Жак Кер вынужден бежать... Поразительный факт: соседи настолько его уважали, что не покупали замок у короля до тех пор, пока не пришло известие о смерти его бывшего владельца.

Нынешние хозяева шато тоже могут похвастаться родством с самыми знаменитыми семьями Франции. Особая гордость рода – Жан Батист Кольбер, министр финансов Людовика XIV, с именем которого даже связано целое направление в экономике – кольберизм.

От другой родственницы, близкой к королевскому двору, осталось уникальное наследство: сегодня в Эней ле Вьей можно увидеть драгоценности и личный перстень королевы Марии-Антуанетты. Их она отдала своей придворной даме, когда после неудачного побега из Парижа её вместе с Людовиком XVI и детьми поместили в замок тамплиеров. Оттуда король отправился на гильотину, а королева в другую тюрьму. Но спустя три месяца и её красивая головка покатилась по желобу гильотины. А драгоценности остались в семье владельцев Эней ле Вьей, и обнаружилось, что знаменитая личная печать Марии-Антуанетты одновременно является и миниатюрной музыкальной шкатулкой. И теперь та немудрёная, переливчатая мелодия – последняя, которую слышала в своей жизни Мария-Антуанетта, звучит для гостей замка...

Есть в истории его владельцев и свой «герой-любовник». В молодого красавчика-маркиза была влюблена Полина, ветреная и очаровательная сестра Наполеона Бонапарта. Вообще все лица хозяев Эней ле Вьей на семейных портретах и фотографиях поражают красотой. Мари-Соль де ла Тур д’Овернь в молодости напоминала Брижит Бардо. Да и в 65 лет её глаза остались поразительно голубыми.

Самая младшая среди шести детей, баронесса по мужу, княжеского рода по рождению, Мари-Соль занимается не только собственными угодьями, но и является вице-президентом Фонда парков и садов. Он помогает собственникам небольших замков, у которых «в хозяйстве» имеются ландшафтные объекты, признанные самобытными, но средств, чтобы самим поддерживать их в надлежащем состоянии, не хватает. Уже несколько веков именно сады являются душой замков долины Луары: французские с их симметрией и рафинированностью; английские, в которых природный «беспорядок» тщательно срежиссирован; итальянские, где обыгрываются и оформляются фруктовые деревья. Когда-то французские садовники помогали создавать парковые ансамбли для российских царей, а теперь в июне приезжают на выставку «Императорские сады России» в Санкт-Петербург, чтобы участвовать в возрождении традиций паркового искусства.

«АиФ. Европа»

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах