Зачем вертолёт скрестили с самолётом?
В США испытали «конвертоплан из будущего» — необычный аппарат, который взлетает как вертолёт, а летит как самолёт. А есть ли что-то подобное у нас?
Ничего необычного в таких аппаратах нет. Конвертоплан V-280 ➊ придёт на смену выпускаемому с 1989 г. конвертоплану V-22 ➋. Используются аппараты в военных целях для десантирования морской пехоты. Старая модель отличалась высокой аварийностью, о которой сенатор Маккейн сказал: «V-22 отлично смотрится, когда не простаивает в ремонте».
Конвертопланы, или винтокрылы, испытывались ещё в довоенном СССР. Первый был создан в 1934 г. в ЦАГИ ➌. Довести до ума аппарат помешала война. Существовал проект истребителя «Сокол» ➍ - конвертоплана с поворотным крылом, вертикальным взлётом и скоростью до 500 км/ч.
В 1940-х гг. в США взялись за разработку винтокрылов для авианосцев из-за их главного качества — укороченного взлёта и посадки. Например, экспериментальный аппарат Vought «Летающий блин» ➎ мог взлетать под углом 50° и летать со скоростью 800 км/ч. В 1970-х гг. винтокрыл создала фирма Игоря Сикорского ➏, конструктора знаменитого «Ильи Муромца».
В 1960-е гг. в СССР в КБ Камова создали конвертоплан Ка-22 ➐ для доставки баллистических ракет в недоступную местность. Он мог поднять 16,5 т на высоту 2,5 км — этот рекорд для винтокрылов не побит до сих пор. Но аппарат был сложен в управлении — из четырёх машин две разбились. Винтокрылы сняли с эксплуатации и больше в СССР их не создавали.
В России активно ведутся работы по созданию конвертопланов-дронов. Уже сделан первый дрон — RHV-35 ➑ массой 35 кг, летающий на расстояние до 450 км. Разрабатывается тяжёлый беспилотник массой до 2 т.