Что-то новое
Банки начали информировать клиентов о случаях мошенничества «от их лица». Держатели банковских карт получают SMS-сообщения о якобы блокировке карты и с просьбой перезвонить для разблокировки на указанный мобильный номер. Клиентов предупреждают: данные сообщения рассылаются мошенниками — и рекомендуют не перезванивать ни на какие номера, указанные в смс-ках. Реальные банки, как правило, в своих сообщениях указывают только городские номера, но никак не мобильные (за исключением бесплатных 8-800-****). Внимание также обращают на то, что в случаях, когда сообщение о блокировке карты получено от банка, в тексте сообщения указаны первые и последние 4 цифры номера карты. В SMS-сообщениях мошенников номер карты не указан — он им не известен.
Хорошо забытое старое
Куда делись деньги с моего сотового? — восклицаем мы время от времени. Подозревая, что нас обманули, но не понимая — как? Или, в конце концов, понимаем: в силу своей излишней доверчивости незнакомому голосу в трубке, мы сами отдали деньги мошенникам. Если кто-то делает вам очень привлекательное предложение (выиграли автомобиль, можете получить год бесплатных разговоров за копейку, оформить супервыгодный тарифный план и т.д.), надо помнить о том самом сыре в мышеловке.
Жертвами мошенников зачастую становятся представители старшего поколения: они менее осведомлены о современных технологиях; а также дети школьного возраста и подростки. С развитием Интернета и сотовой связи (более 100 млн абонентов) аудиторией жуликов становится, по сути, вся страна. Там, где большие деньги — жгуч соблазн смошенничать. В России пока что нет отдельных законов, специально регулирующих злоключения с сотовыми сетями, равно как и нет эффективных технических решений по ловле мошенников, регулярно придумывающих новые и более ухищренные способы отъема чужих денег.
Операторы сотовой связи пока достаточно слабо интегрированы в борьбу с подобными типами преступников. В лучшем случае отключат номера мошенников, заблокируют их денежные средства и передадут дело в милицию. А мошеннический номер (если отобразился) вообще на выходе может оказаться пустышкой, оформленной на паспорт непричастного лица. А ведь наиболее адекватными были бы полномасштабные превентивные меры по повышению информированности абонентов, и проводить их должны именно сотовые операторы.
Да, работа в этом направлении ведется. Один из представителей «большой тройки», к примеру, 17 февраля текущего года распространил официальный пресс-релиз о старте комплексной программы по противодействию мошенничеству. На сайтах других сотовых операторов появились специальные тематические разделы; функцию информирования о мерах безопасности призваны выполнять и СМИ.
Не наказать, так предупредить
Жизнь показывает, что существует примерно четыре десятка основных способов мобильного обмана. И ещё раза в два больше их вариаций, в зависимости от возраста, социального положения целевой аудитории и других критериев. По оценке операторов, за минувшие пару лет от 3 до 10 млн абонентов стали жертвами той или иной формы мобильного мошенничества. Людей обманывали всегда — и вчера, и две, и три тысячи лет назад. Однако подавляющее большинство подобных случаев можно избежать, проявив чуть больше внимательности и осмотрительности. К сожалению, далеко не все обманные действия доказуемы и подпадают под статью 159 Уголовного кодекса РФ — «Мошенничество», то есть хищение чужого имущества или денежных средств путем обмана или злоупотребления доверием. В наши дни на полном серьезе необходимо соблюдать определенные правила мобильной безопасности.
О чём нужно знать, чтобы вас не обманули
1. Если проводится какая-либо лотерея с розыгрышем призов, человек, её выигравший, не должен уплачивать налоги за счет собственных средств, уж тем более карточками предоплаты. Даже в глобальных лотереях операторы мобильной связи действуют по честной схеме — выигрывая машину, пользователь получает еще и определенную денежную сумму, которая целевым образом отправляется на оплату налога. Никаких финансовых средств со стороны абонента не требуется.
2. Оператор связи практически никогда не звонит напрямую пользователю, чтобы с помощью именно его телефона улучшить качество связи, перевести его на новый тариф дистанционно, проверить его баланс или узнать его PIN-код, чтобы восстановить «накрывшуюся базу данных абонентов». Сотрудник call-центра, как правило, перезванивает на номер в ответ на оставленную абонентом претензию, а также с целью познакомить с новыми услугами связи. И такие звонки являются исключительно информационными — никаких действий (сообщить код, номер, отправить сообщение и т.д.) во время разговора не предполагается.
3. Будьте разумны! Перепроверяйте всю информацию по звонкам с незнакомых номеров, не стесняйтесь задавать дополнительные вопросы и что-то уточнять. Не кидайтесь сразу выполнять «просьбы» звонящих.
4. Будьте крайне осмотрительны при отправке SMS на короткие номера и при наборе неизвестных вам кодов.
5. Помните, всегда можно перезвонить своим операторам прямо со своего сотового по официальным каналам (0890 — для «МТС», 0611 — для «Билайн», 500 — для «МегаФон» и т.д.) для уточнения той или иной информации. Круглосуточно, внутри сети — бесплатно. Звонить можно, даже если ваша SIM-карта заблокирована.
Если вы все же столкнулись с фактом кражи денег с вашего счета, то без промедления жалуйтесь своему оператору и принимайте все необходимые меры для оформления заявления в милицию. Злоумышленники не должны оставаться безнаказанными!
Читайте также
23 схемы мобильного мошенничества. От откровенного обмана до «почти законного →
SMS мошенники отправляют сообщения о повреждении вашего авто →