12 июля прославленному советскому футбольному вратарю Борису Разинскому могло исполниться 90 лет. Он ушел от нас более десяти лет назад — в августе 2012 года, навсегда вписав свое имя в историю отечественного футбола победой на Олимпиаде-1956 в Мельбурне. Но годы после триумфа сложились для него непросто.
С трибуны — на тренировку
Как это часто бывает, стать футболистом Разинскому помог случай. Как-то подростком с друзьями он отправился в Сокольники посмотреть на тренировку знаменитой команды «лейтенантов» ЦДСА. Ребята стояли за воротами, подавали мячи. В какой-то момент оба вратаря команды взяли передышку, а футболисты предложили встать в ворота тем самым парням. Они по очереди отражали мячи как могли под улыбки профессионалов, а Боря возьми да вытащи в прыжке один из ударов из верхнего угла. Это заметил старший тренер ЦДСА Борис Аркадьев и предложил прийти на следующую тренировку. Так начался путь в большой футбол для 18-летнего Разинского.
Через два года он уже был основным вратарем ЦСКА и претендентом на место в сборной СССР, которая готовилась к поездке на Олимпийские игры-1956 в Мельбурне. Первым номером главной команды страны тогда был непревзойденный Лев Яшин, потеснить которого из состава не представлялось возможным. Но и роль его сменщика на Олимпиаде казалась очень почетной и ответственной.
Инцидент с грибами
Правда, обладавший строптивым характером Борис едва не лишил себя возможности поездки в Австралию. Буквально за день до отправления на Игры вратарь поругался с врачом сборной Олегом Белаковским. Причиной стали — грибы. Вот как вспоминал ту историю сам Разинский в интервью «СЭ».
«На базе в Тарасовке дали выходной, и все игроки пошли в лес прогуляться. Набрали грибов, отдали поварихе. Она на ужин пожарила. Только за стол сели, заходит Белаковский: “Никаких грибов! Немедленно убрать!” Со временем-то я осознал, что он был прав. Не дай бог отравились бы — как на следующий день в Мельбурн лететь? Да и команда отреагировала спокойно. Молчат Симонян, Нетто, Яшин. А меня дернул же черт за язык. Вступил в полемику с доктором, слово за слово. Крикнул в сердцах: “Не поеду ни на какую Олимпиаду!” Схватил сумку и двинул на электричку».
Разинского успели вернуть, и на Олимпиаду он благополучно полетел. Там сборной СССР одержала победы, выиграв золотые медали. Один матч сыграл и сменщик Яшина, дав тому небольшую передышку в игре с Индонезией. Тем самым вратарь стал полноценным чемпионом Игр. Вот только свою медаль он получил более чем через полвека спустя. После финала медали получили только те, кто выходил на поле. А остальным отчеканили такие же копии в Монетном дворе уже намного позже.
После Олимпиады Разинский отыграл за ЦСКА еще пять лет — до 1961 года. Ему было всего 28 лет, что по вратарским меркам совсем немного. Но дальше карьера не сложилась — ни в киевском «Динамо», ни в «Спартаке» он надолго не задержался. А в одесском «Черноморце» и вовсе играл нападающего. Закончил карьеру в 1973 году в «Граните» из Дальнегорска — на полупрофессиональном уровне.
Чемпион, таксист, механик
Устроить свою жизнь после ухода из футбола получилось не сразу. Одно время Разинский оставался совсем без работы, выручали только матчи ветеранов, куда его периодически приглашали. А однажды его пригласили сыграть на футбольном первенстве среди таксопарков. Сын бывшего динамовского вратаря Вальтера Саная Геннадий позвал за команду 6-го таксопарка. Там же Борис рассказал, что пока без работы, — его сразу и взяли таксистом. Так пять лет и отработал.
Но и это еще не все. После таксопарка олимпийский чемпион устроился мастером на комбинат автообслуживания.
«Бензином не торговал. Пробыл там месяца четыре. А потом первый зампред Совмина Гейдар Алиев начал кампанию по борьбе с финансовыми махинациями. Коснулась она и нашего комбината. Я, правда, ничего не знал об этом, пока домой милиция не нагрянула.
Всю квартиру вверх дном перевернули. Конфисковали два новых спортивных костюма, адидасовское полотенце и деньги, которые жена откладывала — около тысячи рублей. Правда, когда на Петровке узнали, что я тот самый Разинский и меня награждал маршал Ворошилов, сразу все вернули», — вспоминал Разинский.
Впрочем, позже олимпийский чемпион сумел вернуться в футбол — и тренировал вратарей. Поработал даже в Южной Корее, когда ему было 66 лет. После вернулся в Россию и трудился на родине до 2001 года.
Ушел Борис Разинский в 79 лет в 2012 году.