Примерное время чтения: 4 минуты
10871

«Ты умрешь под забором». Почему ушел из жизни в 30 лет чемпион Олимпиады-80

Андрей Прокофьев
Андрей Прокофьев / Р. Максимов / РИА Новости

В конце 70-х — начале 80-х на легкоатлетическом небосклоне СССР зажглась новая звезда — Андрей Прокофьев стремительно ворвался в сборную и выжал максимум из своей карьеры. В 1978 году он заявил о себе в полный голос, выиграв в 19 лет чемпионат СССР, а через два года уже носил гордое звание олимпийского чемпиона. Но в 30 добровольно ушел из жизни, не справившись с жизненными трудностями.

Из юношей — в олимпийские чемпионы

Прокофьев — не первый и не последний спортсмен, кто метеоритом врывается в большой спорт из юношеского и затем вешает на грудь золото Олимпиады. Другой вопрос — как с головокружительным успехом удается справиться и чем заняться после карьеры? Вот с этим у спортсменов иногда возникают проблемы, с которыми они совладать не в силах.

У уроженца Свердловска Андрея Прокофьева было непростое детство — врагу не пожелаешь. В девятом классе он потерял отца, а через год — мать. Можно только представить психологическое состояние подростка, за которым было очень сложно уследить и проконтролировать. Он вроде как серьезно занимался легкой атлетикой и был на хорошем счету у тренеров, но в то же время его стали замечать с сигаретой и выпившим. А однажды даже случилась стычка с милиционером, за которую его едва не отправили за решетку. Обошлось.

Возможно, именно тот эпизод оказал на еще юного Андрея влияние — он всерьез взялся за дело. Его коронным видом стал бег с барьерами. В 1977 году пришел настоящий успех, после которого Прокофьев застолбил за собой место в сборной СССР. И ни у кого не было сомнений, что 20-летний парень является железным кандидатом на участие в домашней Олимпиаде-1980. Спортсмен тогда не подвел, уверенно вместе с партнерами победив в эстафете 4×100 м в гладком беге. Кроме этого, на его счету 11 побед в национальном первенстве, множество медалей со Всемирной Универсиады, чемпионата Европы и Игр доброй воли.

«Ни семьи, ни спорта, ни работы»

Свою активную спортивную карьеру Прокофьев завершил перед Олимпиадой в Сеуле 1988 года. Он мог на нее попасть, но за несколько месяцев до старта получил травму. Тренеры на него больше не рассчитывали. Возможно, на дальнейшие события повлиял тот факт, что команда без него выиграла эстафету. Андрей мог стать двукратным чемпионом, но не сложилось.

Но что случилось дальше? Жизнь Прокофьева пошла под откос. Ему предложили тренерскую работу в Германии с Западной группой войск. Поскольку на родине серьезных предложений не было, молодой человек согласился. К тому времени он был женат, недавно родился ребенок. Однако его супруга Юлия отказалась уезжать из страны, поскольку не без успеха строила карьеру адвоката. Более того, она подала на развод.

 

«Андрей оказался в вакууме. Ни семьи, ни спорта, ни работы. Он просто потерял себя. А потерять себя так же мучительно, как потерять очень близкого человека. В свое время один из тренеров Андрею напророчил: “Добром это не кончится. Ты умрешь под забором!” Да, он скатывался. И то, что в конце концов совершил, говорит не о его слабости. Остановить падение таким образом мог, на мой взгляд, только сильный человек», — вспоминала о Прокофьеве в «Советском спорте» заслуженный мастер спорта и серебряный призер Олимпиады-80 Людмила Маслакова

Пророческие стихи

6 июня 1989 года Прокофьев был воодушевлен. В этот день он отмечал 30-летний юбилей и возвращался из Германии в Союз для участия на соревнованиях в Волгограде с командой ЗГВ. Андрей очень ждал встречи с сыном, а потому вскоре отправился в родной Свердловск. Но воссоединиться с семьей не удалось — экс-супруга увезла мальчика на отдых в Сочи, не предупредив. Пустая квартира, нехорошие мысли и алкоголь сделали свое черное дело — олимпийский чемпион свел счеты с жизнью 17 июня (по другим сведениям — 19 числа).

«Несмотря на то, что Андрей так трагически завершил свой жизненный путь, для меня он был и остается самоубийцей в несколько другом плане: при том огромном потенциале, который природа заложила в его организм, он просто обязан был стать сильнейшим барьеристом если не в мире, то уж в Европе точно. Но, увы, не стал, более того, не использовал свои возможности, на мой взгляд, даже наполовину по причинам психологического характера и недостатка характера как такового в целом», — говорил про Прокофьева его партнер по сборной СССР 1980 года Николай Сидоров.

Похоже, к трагическому концу Андрей Прокофьев готовился заранее. Он любил не только читать книги, но и сам писал стихи. Вот одно из его пророческих четверостиший.

«Пороги — они различны,
Бывают и вверх, и вниз.
Но хуже, когда безразлично
И быстро падаешь ниц...»

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы