Дмитрий Гранцев, «АиФ»: Светлана, казалось, что вы близки к завершению карьеры. А тут такой ударный прошлый год, возвращение в топ-10 теннисисток. Второе дыхание открылось?
Светлана Кузнецова: Я никогда не заявляла, что скоро зачехлю ракетку. Говорила лишь о том, что если позиции в рейтинге будут невпечатляющими, то, возможно, задумаюсь о дальнейшем выступлении. И ничего более. Но, если честно, в своих силах я особо не сомневалась. А по поводу дыханий… У меня их уже столько открывалось - вторых, третьих, сотых, - что не счесть!
- Просто посмотрел на график ваших игр в конце прошлого года: китайский Тяньцзинь, Москва, Сингапур - и всё это за две недели. Голова кругом не идёт в такие моменты?
- Да, мы, теннисисты, так быстро перемещаемся по миру, что, бывает, просыпаешься ночью и не можешь вспомнить - где ты. В тот же туалет - куда идти, непонятно (смеётся). Впрочем, это чувство потерянности в пространстве бывает только в первые дни турнира, потом «вкатываешься» в ситуацию.
- В 31 год тяжело себя настраивать на участие в сезоне? Всё-таки многие ваши сверстницы уже на «пенсию» ушли.
- Каждый сам для себя определяет цель и срок нахождения в спорте. Мне нравится играть, побеждать. А когда что-то делаешь в удовольствие, о возрасте, поверьте, не думаешь.
Шарапова вернётся
- Заметили ли по отношению к себе более пристальное внимание со стороны допинг-служб в последнее время?
- Меня всегда часто проверяют. Как и всех теннисистов, которые находятся в двадцатке сильнейших. Может быть, в прошлом году контроль немного усилился, но не скажу, чтобы так уж мучили.
- Благодаря хакерам мы узнали, что американские теннисистки Серена и Винус Уильямс принимали допинг, используя терапевтические исключения. Ваше мнение о сёстрах изменилось после этого?
- Нет. Хотя надо признать, что получить терапевтические исключения в Америке или Европе намного проще, чем в России (спортсменам, имеющим проблемы со здоровьем, врачи оформляют разрешения на приём препаратов из запрещённого списка. - Ред.). Но я не хочу фокусироваться на этой теме. Моё дело - выходить на корт и показывать результат. А кого-то обсуждать, осуждать - не хочу. Всё равно в конечном итоге жизнь расставит всё на свои места и каждый получит по заслугам.
- Света, вы всегда были прямолинейной. Но сейчас, по-моему, уходите от вопроса.
- А что мне сказать? Послушайте, это их проблема, что они принимают всё это! Да, наверное, несправедливо, что кому-то разрешено больше, чем другим. Но откуда мне знать, с какой целью использовались медикаменты? Они реально были нужны или не очень?
- Тогда поговорим о Шараповой, отстранённой от соревнований за безобидный мельдоний. Ситуация с ней - лакмусовая бумажка отношений между теннисистками. Многие тут же принялись кричать: «Ату её, ату!»
- Ну, скандальных теннисисток у нас всегда хватало. Шарапова сама призналась в том, что употребляла препарат. Объяснила, что не знала о включении мельдония в список запрета. А дальше всю эту историю с мельдонием чрезмерно раздули, в том числе и по политическим соображениям. Но даже эта странная ошибка не может затмить того, что Шарапова сделала в теннисе. Уверена, что она скоро вернётся на корт и ещё покажет, на что способна (дисквалификация Шараповой закончится в апреле 2017 г. - Ред.).
- Ваш отец - известный тренер по велоспорту Александр Кузнецов. Из-за доклада главы независимой комиссии ВАДА Ричарда Макларена три его воспитанника не смогли поехать на Олимпиаду. Александр Анатольевич, как известно, решил судиться с Маклареном. Думаете, получится у него что-то?
- Мой отец - кристально честный человек. Он очень переживал из-за несправедливого отстранения своих учеников от Олимпиады. Правильно делает, что не отступает, борется. И я всегда помогу папе чем смогу.
«Я изменилась»
- Несколько лет назад вы говорили в интервью, что очень комфортно себя чувствуете в московской «движухе». До сих пор так?
- «Движуха» - это не тусовка, как многие, похоже, подумали. Я имею в виду энергетику большого города. А у Москвы она особая, не сравнимая ни с чем. Тут другие скорости, возможности. У всех дела, дела, дела. Огромное количество интереснейших людей из самых разных сфер. В таком месте можно расти. Вот эта «движуха» - для меня.
- Света, а вы зачем себе такую серьёзную собаку завели?
- Это порода американский булли, её не так давно вывели. Она лишь выглядит устрашающе, на самом деле у этих собак всю агрессивность убрали искусственным путём. Мой Дольче - очень умный и добрый... Мне вообще кажется, что некоторым людям не мешало бы завести собаку хотя бы для того, чтобы поучиться у неё доброте и преданности.
- Знаю, что вы помогаете приютам для бездомных животных. Надо думать, что история с хабаровскими живодёрками не оставила вас равнодушной.
- Ой, это очень болезненная тема. Как же вообще это возможно?! Взять и лишить жизни беззащитное существо? Просто так! При этом ещё и снимать издевательства на мобильный телефон. На всю страну эти девицы показали, что у них нет ни мозгов, ни души, ничего! Если бы зависело от меня, то я бы ввела самое жёсткое наказание для таких. Сажать в тюрьму, давать реальные сроки.
- Какая-то переоценка ценностей у вас произошла за последнее время? В людях разочаровываться не приходилось?
- Ценности у меня всегда одни и те же. А люди? Конечно, сталкиваешься с разным. И обман, и предательство были. Но в конечном итоге ты находишь своих - тех, кто тебя поддержит в любом случае, тех, с которыми по пути. Ошибаться обязательно надо. Падать - это нормально, главное - вставать и идти дальше. Без ошибок не будет развития. И если честно, то за минувший год я сильно изменилась, и, думаю, только в хорошую сторону.
- Лена Веснина, выигравшая в паре с Катей Макаровой олимпийский теннисный турнир, рассказывала нам, что замужество придало ей дополнительные силы. Вам такая «помощь» не нужна?
- Замужем ты или нет - вряд ли это изменит в корне игру. Я выйду замуж, когда появится мой человек. Когда сама этого захочу. Когда придёт время. А пока мне и так хорошо.