«АиФ» дождался старта Плей-офф КХЛ, чтобы задать вопросы одному из самых уникальных людей в нашем хоккее.
Дмитрий Гранцев, «АиФ»: Сергей, поздравляем, вы стали одним из четырёх русских хоккеистов, которых НХЛ включила в сотню своих лучших игроков.
Сергей Фёдоров: Я, честно говоря, даже не сразу поверил, когда мне позвонили из НХЛ с этой новостью. Конечно, очень обрадовался. Приятно, что оценили и меня, и Буре, и Дацюка, и Овечкина. Знаю, что эта сотня обсуждалась долго, а решение по кандидатурам было непростым.
— Раз уж мы начали разговор с НХЛ. Как думаете, отпустит ли североамериканская лига своих хоккеистов на Олимпиаду? До Игр остался всего год, а решение по этому вопросу не принято.
— Если игроки из НХЛ не приедут на Игры в Корею, то, конечно, олимпийский турнир сильно потеряет в зрелищности. Мы не знаем закулисной кухни. Но тот факт, что идут переговоры, обмен мнениями, говорит, что не всё так запущено. Шанс, что НХЛ отпустит своих хоккеистов, есть. Думаю, за ближайший месяц что-то прояснится.
Главные русские рекордсмены в истории НХЛ
Главные русские рекордсмены в истории НХЛ
— Казалось, что Фёдоров будет играть вечно. Но в 42 года вы отложили клюшку в сторону и стали генеральным менеджером ЦСКА. Не пожалели о том, что выбрали административную работу?
— Желание ещё поиграть было, но кондиции уже не позволяли. Появились проблемы со спиной — вроде бы мелочь, но она не давала мне работать с той самоотдачей, с которой хотелось. Сначала решил, что сделаю перерыв на год. А потом вдруг неожиданно поступило предложение поработать в ЦСКА. Согласился и вот уже почти 5 лет, как я узнаю хоккей с другой стороны.
— Есть миф, что секрет вашего спортивного долголетия — это сок из ягод асаи.
— Без знания своего тела, без внимания к здоровью у меня просто не получилось бы отыграть столько лет на таком уровне. Ещё в молодости, когда играл за ЦСКА (1986-1990 гг.), я смог заложить очень приличную физическую базу. В 20 лет уже чётко знал, как получать нагрузки, как переваривать.
А ягоды асаи? В какой-то момент они мне действительно помогли. Возникли проблемы с локтями, воспалились связки, ничего не помогало. И только сок асаи снял это воспаление, после того, как перепробовал все медикаменты.
— Признайтесь, шок от прошлогодней финальной серии Кубка Гагарина, где в седьмом матче ваш ЦСКА умудрился проиграть магнитогорскому «Металлургу», долго длился?
— Это скорее был не шок, а реальность, которую надо было принять. Можно много рассказывать о той серии, но, ошибки в решающем матче совершил ЦСКА, а не соперник. Думаю, урок мы этот выучили.
— Алексей Касатонов считает, что претенденты на Кубок Гагарина в этом сезоне — магнитогорский «Металлург», ЦСКА И СКА.
— Почему бы и нет (улыбается). Хотя что-то мне подсказывает, сюрпризы в плей-офф в этом году нас ждут большие.
— Из российских хоккейных клубов почти полностью исчезли иностранные тренеры. Мы сами к этому пришли или просто возможности платить им гонорары пропала?
— Знаете, ещё 5 лет назад, я считал, что нам в ЦСКА нужен главный тренер — иностранец. Человек со свежим взглядом, профессионал от «а» до «я», способный выстроить систему. При этом русский тренер должен быть его помощником, чтобы перенимать опыт. На тот момент это было оправдано в силу разных причин. Сейчас ситуация изменилась, и необходимость в иностранных кадрах отпала сама собой. Достаточно просто посмотреть на выступления клубов КХЛ, чтобы понять — у нас есть хорошие, переспективные тренеры.
— Хоккейные функционеры постоянно ведут разговоры на тему: как остановить отъезд игроков за океан. Это проблема не надуманная?
— На мой взгляд, наша молодёжь, даже та, которая показывает результат, рано начинает мечтать об отъезде в НХЛ. Они не до конца понимают, что это за среда. В Америке ты предоставлен сам себе. Никто с тобой не носится: сам себя тренируешь, определяешь нагрузки, диету и т.д. И, как показывает практика, столкновение с такой реальностью не многие выдерживают. Найти себя за океаном очень сложно, даже при условии, что есть грамотные советники. Поэтому я думаю, что наша молодёжь сначала всё-таки должна поиграть в России 4-5 лет, а уж потом пусть едут, куда хотят.
— Тем более, что и «тут неплохо кормят». По-моему вы сами ещё год назад говорили, что средние игроки у нас получают, как звёзды, так как их зарплаты на 30-40% завышены.
— В какой-то степени это так. Есть чёткое профессиональное понимание того, что зарплаты желательно постепенно снижать. Но как это сделать? Какими рычагами? Ответа на эти вопросы я пока не знаю.
— То, что посещаемость матчей могла быть и лучше — это понятно. Но как бы её поднять?
— Хотя я и не занимаюсь этой тематикой, но считаю, что здесь всё дело в новой арене. Когда у ЦСКА будет современный стадион, к нам придет очень много болельщиков.
— На прошлой неделе все обсуждали трагическую смерть 14-летнего воспитанника подольского «Витязя». И этот случай далеко не единственный. Как мы дошли до того, что игра стала убивать ?
— Это, конечно, трагедия. Молодые ребята уходят из жизни из-за хоккея! Меня родители отдали в секцию просто потому, что хотели, чтобы я был здоровым, крепким. Это должно быть в приоритете. Я, конечно, понимаю, что даже у детского тренера есть какие-то задачи, но нельзя приносить здоровье в жертву результату, требовать от детей невозможного. В конце концов, не все те, кто занимаются в спортивных школах, станут профессионалами.
— Если бы предложили выгодный контракт, могли бы собраться и снова поехать в Америку?
— Знаете, в моей жизни вне хоккея происходят положительные вещи, которые я не хочу опять менять на хоккей. В хоккее я давно и пора подумать о иной стороне жизни. Я говорю о семье. Так получилось, что вернувшись на родину, я нашел свою вторую половинку, встретил девушку из Пскова, в котором и сам родился. У нас родилась дочь. И дома я сейчас абсолютно счастлив. Поэтому, я вряд ли бы стал рассматривать такой серьезный шаг как возвращение в НХЛ в каком-то статусе.
— «Возвращаться плохая примета» — поговорка не для вас? Сожаления, что вернулись из Америки не было?
— Знаю такую поговорку. А я, прежде чем вернуться из Америки, в зеркало посмотрелся...(смеется). И видите все нормально, поэтому желания уезжать из России куда-то, ехать что-то покорять у меня нет.