Примерное время чтения: 11 минут
1159

Ради побед. Надежда Петрова рассказала о преградах на пути русского тенниса

Сюжет Восточный экономический форум-2023
Надежда Петрова
Надежда Петрова / Татьяна Меель / АиФ

Стенд «Аргументов и Фактов» на полях VIII Восточного экономического форума во Владивостоке посетила бронзовый призер Олимпийских игр в Лондоне-2012, финалистка турниров «Большого шлема» теннисистка Надежда Петрова. Корреспондент aif.ru обсудил с ней итоги прошедшего турнира US Open, на котором Даниил Медведев занял второе место, успехи молодого поколения российских теннисистов, а также проблему отстранения российского спорта от международных соревнований.

Убийственная жара в Нью-Йорке

Глеб Иванов, aif.ru: — Только что завершился US Open. Наш финалист Даниил Медведев говорил о том, что там очень тяжело играть. Он заявил, что на стадионе очень жарко, и вообще условия игры чуть ли не самые тяжелые в его жизни. Впервые он пользовался ингаляторами во время соревнований. Вы играли в финале US Open. Что там происходит, почему так тяжело играть?

Надежда Петрова: — В это время года там не только жара. Там очень высокая влажность. Если пройдет дождь, то влажность поднимается еще сильнее. Покрытие тоже нагревается. Наконец, воздух туда практически не попадает, потому что очень глубокая арена. В такие дни во второй половине дня на большой арене играешь словно на сковородке. Наконец, в состоянии такой высокой влажности играть очень тяжело, потому что руки и ноги становятся ватные. Такое ощущение, будто ты бежишь или двигаешься в воде, и очень тяжело поймать свое дыхание, восстановиться между розыгрышами.

Фото: из личного архива

— Спортсмены жалуются, что, если что-то не сделать, рано или поздно все может закончиться трагедией. А можно ли что-то сделать?

— Вообще существуют правила, которые говорят о том, что при определённой температуре нельзя выходить на корт. Единственное, если, допустим, спортсмены уже вышли на корт, а температура поднялась чуть позже до предельно допустимых значений, то они должны доиграть, но уже следующие не выйдут, пока немножко не станет попрохладнее.

При определённой температуре воздуха и влажности игрокам разрешается десятиминутный перерыв между сетами. У мужчин, по-моему, два раза можно за матч этим пользоваться. Можно уйти в раздевалку, переодеться в сухую одежду, немножко охладиться и опять вернуться на корт. Пополнить, может быть, свой водный баланс, принять какой-нибудь изотоник или использовать энергетический гель.

Ещё некоторые «Большие шлемы», как, например Australian Open, строят стадионы с закрывающимися крышами. И когда становится очень жарко, закрывают крышу и просто включают кондиционеры. Я думаю, что организаторы US Open тоже будут рассматривать такой вариант хотя бы на нескольких кортах.

Почему Медведев проиграл финал US Open

— Финал прошёл, и, к сожалению, Даниил Медведев его проиграл Новаку Джоковичу. Нашему теннисисту помешала жара?

— Нет, абсолютно, я думаю, не жара помешала. Он замечательно провёл полуфинальный матч. Наверное, показал самый лучший теннис и, может быть, в финальной встрече против Джоковича просто не мог найти такую же игру — все силы и эмоции оставил в полуфинале. Хотя во втором сете он начал играть, и начал играть активно, показывать свой теннис, и подавать, и принимать. У него даже был сетбол. Да, он мог выиграть второй сет, но, видно, где-то он немножко сыграл консервативно, не пошёл на риск, и не получилось у него выиграть этот второй сет. Он был очень длинным, и уже после проигранных двух сетов и проведённых двух с половиной часов на корте выиграть этот матч было бы очень сложно. Да и я думаю, он тоже понимал, что против такого игрока, как Джокович, такого вот калибра, это практически невозможно.

Фото: из личного архива

— То есть здесь больше психология?

— Скорее всего. Хотя он выигрывал у Джоковича, и выигрывал не где-нибудь, а в финале US Open. Но Джокович, было видно, уже после второго сета почувствовал вкус победы и просто не спускал ноги с газа. И додавил.

Чем силен Джокович?

— Новак Джокович — рекордсмен по количеству побед в турнирах «Большого шлема». У него их уже 24. Но многие болельщики, особенно те, что болеют за Роджера Федерера и Рафаэля Надаля, говорят, что Джоковичу попалось более слабое поколение в пик его силы. Он доминирует, дескать, над более слабыми. Вы согласны с такой мыслью?

— Не совсем согласна, он же вырос в эру Федерера, Надаля. Это была сумасшедшая конкуренция. Нет, он доказал, что он очень стабильный и надежный игрок, очень выносливый. Борец от начала до конца. Несмотря иной раз на его всплески эмоций, он чётко знает, что ему именно нужно, чтобы дойти до победы. Он отдает очень большое внимание своей физике, своей растяжке, правильному питанию, правильному режиму. А сейчас уже с опытом он стал правильно расставлять акценты на турниры. Взял длительную паузу, отдохнул, дал организму восстановиться. И вот, подошёл в такой вот замечательной форме к US Open.

— Если брать тройку теннисистов — Роджера Федерера, Рафаэля Надаля и Новака Джоковича, — что бы вы назвали коронным качеством каждого из них?

— Джокович — это, наверное, стабильность. Он просто как стена: вернет каждый мяч на ту сторону, отработает каждый розыгрыш. Надаль — это эмоции, кураж, сумасшедшая атлетичность, сумасшедшие передвижения и, конечно, его крученые удары. Плюс, конечно, его преимущество, что он левша, и это другое вращение, другая подрезка, подкрутка. Большинство игроков праворукие, и их это все-таки немножко выбивает из колеи. Тяжело перестроиться. Наконец, Федерер — это просто перфекционист. Такое впечатление, что теннис ему дается очень легко, у него легкое передвижение, все эти удары, минимум затраченной энергии. Великолепное чувство корта, великолепное чувство мяча.

Русский теннис — лучший в мире?

— Несмотря на то, что Даниил проиграл, он в очередной раз играл в финале турнира «Большого шлема». Один «Большой шлем» он выиграл. У нас вообще очень хорошее поколение — Рублев, Карацев, Касаткина. Много теннисистов если не с русскими паспортами, то с русскими корнями — Циципас, Зверев, Соболенко. С чем связан такой взлет?

— Наверное, из-за нашего русского характера. Мы упёртые, мы не боимся тяжёлой, трудной работы, мы знаем, что мы сможем всех преодолеть. К тому же у нас было очень сильное поколение нулевых, которое показало пример всем остальным, что можно сделать в профессиональном теннисе хорошую карьеру. У нас большая страна и очень много детей, которых приводят родители на теннис. Конечно, многие молодые спортсмены выделяются, потом с ними уже работает федерация и дальше ведет, курирует, доводит до результатов.

Наконец, я думаю, мы спортивная нация. У нас это в крови. Мы достигаем больших успехов в любых видах спорта.

— А как лично вы пришли в теннис?

— Конечно, это заслуга родителей. Я вообще родилась в семье легкоатлетов. У меня мама бронзовый призёр олимпийских игр, заслуженный тренер СССР. Папа — заслуженный тренер РСФСР по метанию молота. У него его ученик — тоже призёр бронзовый олимпийских игр. Я выросла на легкоатлетическом стадионе. Меня все приводили на тренировки, брали на соревнования, я ездила на сборы, я думала, что лёгкая атлетика — это мое и я буду заниматься этим видом спорта. Но получилось так: теннис становился популярным в нашей стране, стали чаще транслировать турниры, особенно турниры «Большого шлема». Родителям понравилась эта игра, и они решили меня отдать в теннис.

— И пошло?

— Да, после первого года я очень успешно выступила в детском турнире, выиграла его. Для всех это было большое событие, неожиданное. И дальше я продолжала учиться в школе, играть в теннис. В 14, когда я выступила на своём первом юниорском международном турнире до 16 лет, и дойдя до финала, выиграла его. Я поняла, осознала, что я хочу действительно заниматься большим теннисом.

— После завершения карьеры вы приняли решение стать тренером и открыли свою детскую школу большого тенниса. Расскажите об этом.

— Да, после завершения карьеры я открыла свою школу в Москве, где работаю с детьми как тренер. Моя главная цель сегодня — воспитать новых чемпионов, открыть новые имена в теннисе, принести нашей стране громкие победы. В рамках поездки на Восточный экономический форум вчера провела мастер-класс для детей. В нем приняли участие более 50 детей разного возраста из Владивостока, Находки, Хабаровска, Уссурийска, Дальнереченска, Фокино, Южно-Сахалинска. Хочу отметить, что это были невероятные эмоции. Дети с удовольствием играли, старались все быстро схватывать. Я вижу, какая отдача от детей каждый день. Двое моих учеников уже вошли в топ-25 по России по своему году рождения. Например, Милана Харламова. Я готова работать с детьми не только в Москве, но и открыть филиалы своей школы на Дальнем Востоке, а также и в других регионах РФ.

Вчера еще раз убедилась, насколько важна связка спортсмен-ребенок, и сейчас, когда выпадают многие международные соревнования, где спортсмен — герой, важно открывать новые имена. И конечно, нужно привлекать к этой работе известных спортсменов в качестве наставников, которые уже закончили карьеру. Было бы замечательно создать в стране систему мотивации таких спортсменов, чтобы они оставались в российском спорте в качестве тренеров и наставников.

— При Ельцине у нас теннис был спортом номер один. Если сравнить с ельцинскими временами, сейчас как у нас развивается этот вид спорта? Лучше? Хуже?

Шамиль Андреевич Тарпищев придерживается того же курса. Он уже вырастил не одно поколение, поэтому у него есть особый подход. Он может уже легко вычислить потенциально хороших игроков, у него наметан на это глаз.

И, конечно, очень профессиональная команда, которая тоже позволяет активно развиваться.

Как спасти наш спорт от санкций?

— Как бы ни была хороша наша система, к сожалению, у наших спортсменов есть проблемы с допуском к соревнованиям. Теннисистам нашим в этом смысле скорее повезло. А вот спортсмены из многих других видов спорта фактически лишены возможности выступать в международных соревнованиях. Стоит ли переходить из европейских в азиатские спортивные федерации, о чем многие говорят?

— Сложный вопрос, и он не совсем ко мне. Но для спортсмена соревнования — это очень важно. Спортивная среда — это то, ради чего он живет. С одной стороны, столько было положено сил, времени спортсменом, стольким пожертвовано, и тут ты не можешь соревноваться на мировой арене, выступать. Нельзя забывать, что соревнования — их жизнь, их работа, их призвание, и когда у них эту возможность забирают — это неправильно. Поэтому многие выбирают такой путь. Я, как спортсмен, не могу его критиковать.

— То есть неправильно сравнивать это с предательством страны?

— Надо все-таки помнить, что речь идёт об игре, а не о жизни. Темные времена в любом случае закончатся. Просто сейчас для спортсменов такой период, когда надо собраться с духом, с силой воли и продолжать работать в этом же русле, не терять надежду. Дождаться, когда все встанет на свои места.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы