11 октября в гостинице города Севилья мёртвой была найдена 33-летняя Мария де Вильота — одна из самых известных в мире гонщиц, бывшая тест-пилотесса российской команды Marussia в Формуле-1. Хотя де Вильота не провела в своей жизни ни одной гонки в чемпионате мира, она оставила за собой яркий след и стала примером для многих девочек, мечтающих о карьере гонщицы.
Гонки и страсть к высоким скоростям у Марии были в крови — её отец Эмилио де Вильота сам многие годы пытался построить карьеру пилота, но большого успеха не достиг. Испанца можно назвать примером человека, оказывавшегося не в то время не в том месте. Мечта пробиться в Формулу-1 оформилась у Эмилио в достаточно позднем для начала спортивной карьеры возрасте — к тридцати годам. Автогонки в то время в Испании были не очень популярны, и молодёжных серий, где оттачивались таланты и обтёсывались алмазы, попросту не было.
Де Вильота нашёл немного спонсорских денег и купил старенький Brabham BT44 — автомобиль трёхлетней давности, морально устаревший к 1976 году, когда Эмилио решил заявиться на Гран-при Испании. Пилоту не удалось пройти отборочные заезды, и к старту он допущен не был. В следующем году, получив финансовую поддержку местных банкиров, де Вильота смог оплатить себе выступления за рулём McLaren M23, что позволило ему хотя бы принять участие в гонке, но в двух стартах он добился лишь финишей на 13-й и 17-й позициях. Оставив мечту добиться успеха в Формуле-1, де Вильота вернулся на родину, где открыл гоночную школу и команду в местной Формуле-3. Впрочем, совсем бесталанным Эмилио не был — позже он одержал несколько побед в соревнованиях спортивных машин. А в начале 1980 года у него резко сменились приоритеты — 13 января у Эмилио родилась дочь, которую назвали Марией.
Мария де Вильота сразу загорелась добиться в Формуле-1 того, что не удалось её отцу. С самого детства она подходила к этому вопросу комплексно. Она пошла учиться в местный институт физкультуры и спорта, где получила не только физическую подготовку высокого уровня, но также изучала психологию спортсмена и нюансы спортивного питания. Параллельно де Вильота выучила в США английский язык, а также получила степень в области автоспортивного маркетинга. В 16 лет девушка начала регулярные выступления в картинге — первой ступени на пути к вершинам гоночного мира.
Поверить в успех затеи де Вильоты стороннему наблюдателю было крайне сложно. Во-первых, девушка грезила Формулой-1 — гонками на машинах с открытым кокпитом, где пилот подвергается более высоким нагрузкам. Вторым важнейшим моментом для гонщика является выносливость — средний пульс пилота чемпионата мира составляет 180 ударов в минуту на протяжении полутора – двух часов заезда. Считается, что женский организм не рассчитан на такие нагрузки. Считалось раньше…
В 21 год Мария де Вильота начала выступления в Формуле-3, где получила опыт пилотирования «формульной» машины со всеми последствиями — хрупкие аэродинамические элементы, борьба открытых колёс, касание между которыми может привести к взлёту автомобиля, жёсткие атаки поребриков и перегрузки, сравнимые со взлётом на истребителе.
Позже де Вильота перешла в европейскую серию Ferrari Challenge — моносерию, где все участники выступают на одинаковых спорткарах знаменитой итальянской марки. В этом первенстве Мария смогла получить опыт выступлений на трассах, принимающих Гран-при Формулы-1, а также поработать с опытными инженерами, отошедшим от дел в больших гонках.
Наконец, к 2008 году, имея за плечами уже семь лет активной спортивной карьеры, Мария де Вильота пошла на повышение — в Формулу-Суперлига, где автоспортивные команды соревновались под брендами футбольных клубов. Де Вильота выступала за команду мадридского «Атлетико». В этом первенстве использовались мощные автомобили с 4-литровыми двигателями мощностью 750 л. с., машины были аэродинамически развиты и не только позволяли пилотессе привыкать к чудовищным разгонам и торможениям, но также и привили ей умение думать в нужно ключе в рамках взаимодействия с инженерами.
Кроме того, в погоне за высокими гонорарами в Формуле-Суперлига собрались многие звёзды международного автоспорта, в борьбе с которыми молодой гонщик неизбежно получает опыт. Так де Вильоте удалось помериться силами с бывшими участниками гонок Гран-при Джорджо Пантано и Антонио Пиццонией, а также многократным чемпионом американского ChampCar Себастьеном Бурдэ и многими другими.
Было бы преувеличением сказать, что в такой компании де Вильота добилась высоких результатов, но четвёртого места на «Нюрбургринге» — жемчужине европейского автоспорта и одной из самых знаменитых трасс первенства — у неё не отнять. В том заезде среди прочих Мария опередила Роберта Дорнбоса, голландского пилота, который к тому моменту уже два года выступал в Формуле-1 и завоевал бронзу по итогам престижного американского чемпионата.
Мария де Вильота смогла доказать, что её физической подготовки достаточно для выступления на самом высоком уровне и борьбы с заслуженными гонщиками на равных. В психологической стабильности гонщицы никто и не сомневался, однако ей по-прежнему не хватало «наката» на трассах Формулы-1. Кроме того, команда чемпионата мира — очень сложный и постоянно меняющийся механизм, и к работе в таком ритме необходимо привыкнуть. Тем не менее достижения де Вильоты были замечены, и в августе 2011 года контракт с ней подписывает Lotus Renault GP. В том году эта команда усилиями Виталия Петрова и Ника Хайдфельда завоевала два подиума и боролась в верхней половине Кубка конструкторов.
Правда, речь шла лишь о должности тест-пилота, причём в тот период Формулы-1, когда количество испытаний, разрешённых командам, очень ограничено. Это не позволило сделать пилотессе значимый шаг вперёд, в связи с чем на 2012 год де Вильота переходит в Marussia, где ей предоставили более широкие возможности.
На этот раз она участвовала в группе разработки и доводки автомобиля, а потому ей доверили сесть за руль 3 июля 2012 года, когда Marussia проводила аэродинамические испытания на аэродроме в Даксфорде. Этот день стал для гонщицы роковым — автомобиль врезался в стоявший на обочине грузовик, и из-за низкой посадки пилота удар пришёл в область головы де Вильоты.
На протяжении часа медики эвакуировали пилотессу из остатков автомобиля, после чего она была доставлена в Госпиталь Адденбрука. На следующий день было объявлено о том, что де Вильота находится в критическом, но стабильном состоянии, при этом врачам не удалось сохранить правый глаз девушки. Не только Marussia, но все представители мира Формулы-1 в это время молились за жизнь пилотессы…
«Благодаря врачам, спасшим меня, у меня появилась возможность начать вторую жизнь. Я чувствую себя полностью дееспособным человеком и даже получила водительские права и теперь вожу Mini», — рассказывала де Вильота, одним из самых ярких украшений которой была непреодолимая жизнерадостность. Тогда испанский журнал Car and Driver назвал де Вильоту пилотом года, а издание Cosmopolitan — женщиной года.
В октябре 2012 года Мариа де Вильота появилась на публике с повязкой на лице. 32-летняя испанка, сохранившая при этом красоту и обаяние, собрала пресс-конференцию, где объявила о том, что намерена продолжать активную деятельность. Конечно, о полноценной карьере пилота речи уже не шло, но де Вильота участвовала в региональных и международных комиссиях по улучшению безопасности автоспорта, а также была активным пропагандистом гонок в Испании. Везде, где она появлялась, её окружали поклонники и болельщики, восхищённые силой духа и настойчивостью девушки. Де Вильота также активно поддерживала благотворительные организации помощи детям с митохондриальными заболеваниями.
Ровно год спустя Мария де Вильота была найдена мёртвой в гостинице в Севилье, куда приехала, чтобы презентовать свою автобиографическую книгу. Причины смерти в данный момент не сообщаются. Мария де Вильота навсегда останется красивой девушкой, методично и настойчиво двигавшейся к собственной цели, иногда, к сожалению, на слишком высокой скорости.