12 октября 2016 года легендарный отечественный футболист, тренер и футбольный функционер Никита Симонян празднует 90-летний юбилей. Впрочем, праздновать-то его виновник торжества как раз и не собирается.
«Для меня это будет просто очередной рабочий день в Российском футбольном союзе. Мне хотели устроить какие-то торжества, чествования... Я от всего отказался. Не хочу всей этой шумихи, буду работать», — признался журналисту АиФ.ru сам Никита Павлович.
В этом и есть весь Симонян. Он один из величайших отечественных футболистов за всю советскую и российскую историю самой популярной игры. Ему до сих пор принадлежит рекорд по количеству голов за московский «Спартак» и по числу мячей, забитых в футбольном первенстве страны. На его счету был бы и рекорд по количеству голов за один сезон, если бы не искусственно подтянутый к получению «Золотой бутсы» как лучший бомбардир в Европе Олег Протасов, наколотивший за последние десять туров первенства 20 мячей в ворота соперников. Но за свои рекорды Симонян не держится: он был бы счастлив, если бы кому-нибудь из нынешнего состава «Спартака» удалось превзойти его достижение, но таких, увы, в нашей стране больше не делают.
Симонян — чемпион Советского Союза, обладатель Кубка СССР, серебряный призёр чемпионата Европы в качестве тренера и Олимпийский чемпион в составе советской сборной. Сложно ещё придумать какие-нибудь регалии, которыми мог бы обладать советский футболист и тренер, игравший и работавший во времена Никита Павловича. Но несмотря на все свои заслуги и бесчисленное количество государственных медалей, орденов Международного Олимпийского комитета, Международной футбольной ассоциации и Европейского футбольного союза, Никита Павлович остаётся и всегда оставался скромным человеком, который больше ценит футбол в себе, а не себя в футболе.
Симонян трижды занимал пост главы российского футбола на правах исполняющего обязанности президента, но ни разу не претендовал на то, чтобы занять это кресло постоянно. Но ни один постоянный президент не мог обойтись без его помощи: дольше него в должности вице-президента не пробыл никто. Никиту Павловича по праву можно назвать дедушкой современного российского футбола.
Мкртыч Погосович
А начиналось всё в далёком 1926 году в городе Армавир, который принял огромное количество армян, бежавших от ужасной войны у себя на родине. Среди них был и Погос Симонян со своей семьёй. В Армавире он нашел работу: организовал своё дело по починке старой обуви за не очень большие деньги. Но этих доходов хватало на пропитание семьи. В такое непростое время и появился на свет мальчик, которого назвали в честь деда: Мкртыч Симонян.
Когда мальчонке было четыре года, семья приняла решение переехать южнее, в город Сухуми. Там он потихоньку взрослел, гоняя с друзьями мяч до поздней ночи во дворах. Армянское имя Мкртыч, непривычное для уха советских мальчишек, постепенно переросло в прозвище «Микита», которое позднее превратилось в «Никиту» и заняло своё место в паспорте советского гражданина Никиты Симоняна. Отчество «Погосович» превратилось в свой русскоязычный аналог — «Павлович».
Никита рос в самое сложное для страны и для него самого время. Великая Отечественная война, накрывашя весь СССР и всю Европу, догнала его семью и в Сухуми. О каком футболе могла идти речь?
Когда Никита Симонян начинал играть, чемпионата уже по сути не существовало. От былых команд остались одни названия, многих известных игроков унесла война. Начались поиски талантливых пацанов по дворам и школам. Так Симоняна, отлично игравшего в футбол на улице, вскоре заметили тренеры сухумского «Динамо». Никиту пригласили играть за клуб уже на полупрофессиональном уровне.
Переезд в Москву
Вскоре на юг потянулись сильнейшие команды советского времени. В Сухуми как-то раз приехали московские «Крылья Советов», ныне уже не существующие. В рамках подготовки к сезону были намечены две игры против скромного местного «Динамо». Каково же было удивление столичных гостей, когда они проиграли обе встречи. В обеих, кстати, блистал Никита Симонян, записавший на свой счёт по голу в каждой. Так он удостоился приглашения в Москву: играть за «Крылья Советов».
Правда, команда по меркам сильнейшего дивизиона ему досталась не самая лучшая. Через три года «крылышки» заняли последнее место, вылетели из элиты советского футбола и были расформированы: слишком много было команд для одного города, хоть и такого большого, как Москва. Всех тренеров и футболистов принялись распределять по профсоюзным клубам. Никите Павловичу предстояло начать следующий год в московском «Торпедо».
Тренерский же штаб из «Крыльев» ушел в «Спартак», откуда Симоняну и поступило личное приглашение играть за один из сильнейших коллективов страны. Выбор и так был непростой, а тут ещё и приглашение на ковёр к самому легендарному Ивану Лихачёву, руководителю автомобильного завода ЗИС, которому принадлежал клуб. Узнав, что футболист собирается принять предложение «Спартака», он решил повторить предложение «Торпедо» лично. Стоит ли говорить, что это означало в те времена.
Между Симоняном и Лихачёвым состоялся непростой разговор. Вернее, говорил в основном Лихачёв, частенько вставляя в свою речь крепкие слова. Но даже это не переубедило Симоняна. Парень собрался с духом и отказал Лихачёву, сказав, что хочет играть не за «индустрию», а за «Спартак», за «тряпочников», как красно-белый клуб тогда назвал легендарный промышленник.
Красно-белый навсегда
В «Спартаке» Никита Симонян провёл десять счастливых лет, за которые успел стать лучшим бомбардиром команды в истории, на несколько десятков лет вперёд установить рекорд чемпионатов страны по количеству забитых за сезон голов, выиграть четыре чемпионата и два Кубка СССР, сделав при этом золотой дубль в 1958 году, стать Олимпийским чемпионом и принять участие в мировом футбольном первенстве 1956 года.
За это время его ещё бесчисленное количество раз пытались переманить в другие клубы. Как-то раз даже поступило предложение, от которого, казалось, невозможно было отказаться: в «армейский» клуб, ныне носящий имя ЦСКА, звал Василий Иосифович Сталин. Тем не менее, Симонян не только сумел ответить на него отказом, но и расстался с сыном Иосифа Сталина на дружеской ноте, умудрившись избежать всяческих преследований, которые иногда практиковались по отношению к неугодным игрокам в те времена.
Завершить карьеру Симонян решил в 1959 году в возрасте 33 лет. В этом возрасте многих уже считали ветеранами и буквально заставляли вешать бутсы на гвоздь. Но к Симоняну это не относилось. В «Спартаке» он оставался одним из лучших. Как раз накануне принятия этого решения он блистал в матчах южноамериканского турне в составе своего клуба. А чуть ли не на следующий день после очередного удачного матча с забитыми голами, объявил о завершении карьеры, не став дожидаться пока его об этом попросят, и ушёл на мажорной ноте.
Тут же от руководства клуба последовало предложение встать у руля команды, начиная с сезона 1960 года, которое Никита Павлович с радостью принял. В первом сезоне дела пошли не самым лучшим образом. Возможно, сказалось отсутствие опыта. Однако увольнять молодого наставника никто не собирался. Симоняну дали шанс, и он его оправдал. Уже в 1962 году его клуб выиграл звание чемпиона страны. В 1963 и 1965 годах были взяты Кубки СССР, а в 1969 году — ещё одно чемпионское звание. Последним титулом Симоняна во главе клуба, ставшего родным, был Кубок СССР 1971 года.
В этот момент поступило заманчивое предложение возглавить ереванский футбольный клуб «Арарат», на который в Армении делалась большая ставка. Никите Симоняну предоставляли полный карт-бланш. Отказаться было просто невозможно: «армянин на все сто процентов», как сам себя зачастую называл Никита Павлович, мечтал поработать на родине и прославить армянский футбол.
Тогда это казалось задачей практически невыполнимой. Уж слишком большим перевесом обладали столичные «Спартак», «Динамо», «Торпедо», а также легендарное киевское «Динамо». Но Никита Павлович взялся за работу, засучив рукава. В перерыве между чемпионатами ему удалось собрать боеспособный коллектив. Вряд ли кто-то всерьез надеялся, что титулы придут в первый же год. Но чудо произошло. Сначала «Арарат» в упорнейшем матче переиграл киевское «Динамо» в финале Кубка СССР, а затем победил и в чемпионате Советского Союза, в первый и последний раз в своей истории.
На следующий сезон Симонян, не видя движения «Арарата» вперёд, в первую очередь с точки зрения усиления состава, покинул пост главного тренера. Продолжить карьеру ему удалось лишь тремя годами позже в сборной СССР. Затем был одесский «Черноморец» и возвращение в «Арарат» десять лет спустя, которое, к сожалению, не было таким удачным, как первое появление Симоняна в ереванском клубе.
Дальше началась кабинетная работа в бесконечных управлениях, комитетах и союзах. Никита Павлович работал с четырьмя президентами Российского футбольного союза, трижды становясь у руля организации после внеочередных увольнений, но каждый раз уступал место новому президенту, даже не вступая в борьбу за вакантный пост. Сложно поверить, но сегодня, в свои 90 лет, он один из самых энергичных сотрудников РФС, который принимает участие во всех мало-мальски важных событиях в российской футбольной жизни, давая фору своим молодым сослуживцам. Остаётся только пожелать Никите Павловичу здоровья и попросить футболистов сборной России и московского «Спартака» поберечь его нервы, ведь даже у Симоняна они не железные.