В современной Европе русофобия, кажется, уже включена в правила этикета — нельзя считаться достойным представителем общества, если ты хотя бы раз не высказал свое отвращение к России и русским.
«Ситуация в мире была совершенно иной»
Особенно это касается тех, кто в какой-либо период жизни работал в нашей стране. Им настойчиво советуют покаяться, даже если речь идет о делах давно минувших дней.
Шведский футболист Понтус Вернблум в составе московского ЦСКА выступал с 2012 по 2018 год. И вот, спустя шесть лет, спортсмен опубликовал колонку в издании Aftonbladet, где рассказал, что пережил в России.
«Начнем с того, что, когда я подписывал контракт с московским ЦСКА, ситуация в мире была совершенно иной, чем сейчас, и если я кого-то оскорбил, то смиренно извиняюсь», — объявил Вернблум.
Водка, икра и смертельная тоска в глазах жены
То, что швед выдает дальше, до боли напоминает сценарий классической голливудской «клюквы». Вернблум поведал, что подписать контракт с русскими его вынудили водка и икра: «В Москве меня и мое окружение проводили в один из самых роскошных кварталов, расположенный всего в двух шагах от Большого театра. Внутри ресторана все разговаривали вежливо. Наверное, никогда я не получал столько лести, как во время того ужина. В конце концов мы договорились обо всех деталях, доели последнюю икру. Ту самую черную икру, которую мы видели по телевизору. Потом мы пили водку, которая не была той „Ельцинводкой“, которую мы с друзьями покупали у польских дальнобойщиков в молодости, и она тоже сыграла свою роль».
Понтус также сообщает, что для его жены контракт в России был равносилен смерти близкого человека: «Для моей жены известие о переходе в ЦСКА было крайне неприятным. Хорошо, что это был последний день нашего отдыха в Дубае, потому что она восприняла его примерно так же, как люди ведут себя, получая извещение о смерти близкого друга или родственника».
«Фальшивый хор армейской школы»
И все семье Вернблумов в России не нравилось: плохая еда, плохая спортивная база, плохая атмосфера. Но, оказывается, легионеру не нравились даже российские дети: «Отпечатался в памяти один момент, когда армейское училище появилось на базе. Мальчики разного возраста, без игривого мальчишеского вида, пели хором для нас, игроков. Я спросил нашего переводчика о том, кто эти мальчики. Оказалось, что это дети жестоких родителей, которых взяли под опеку и отправили в военную школу. Я выиграл все с ЦСКА в России, несколько раз слышал красивый гимн Лиги чемпионов и фальшивый хор армейской школы. Однажды в мае 2018-го я уехал из России и больше не вернулся».
Высказываться так в адрес детей — это, откровенно говоря, просто скотство. Но, видимо, в Швеции, когда речь заходит о русских, границ не существует. Недаром ведь писательница Астрид Линдгрен в своих дневниках не скрывала, что она предпочитает гитлеровцев, а не русских. Что, кстати, не помешало автору Карлсона потом приезжать в СССР к поклонникам своих книг.
Понтус в придачу
Некоторые решили, что Вернблум, на которого давили, просто решил написать покаяние в ироничном ключе. Но тут есть одна проблема — то, что футболист выдает полную чушь, знаем мы с вами и небольшое число шведов, имеющих, подобно Вернблуму, опыт жизни и работы в России. А остальные находятся под воздействием пропаганды об «ужасных русских, которые готовят вторжение». И для шведских обывателей нарисованная картинка страны, в которой все плохо и мрачно, включая детей — именно то, чего они и ждут.
Конечно, Вернблум далеко не первый, кто кается за «связи с Россией». Но дело в том, что за годы, проведенные в нашей стране, он успел заработать репутацию человека стойкого и несгибаемого.
Вернблума в ЦСКА взяли, что называется, в придачу — основной трансферной целью команды был другой швед, Расмус Эльм. Понтус же должен был обеспечить соотечественнику более комфортное пребывание в составе российского клуба.
Парень с характером
Но Вернблум сразу доказал, что он сам по себе на многое способен. В своем дебютном матче он забил гол, принесший ЦСКА ничью в матче Лиги чемпионов против мадридского «Реала».
Игроки команд соперника Понтуса не любили, ибо он был беспощаден в борьбе за мяч. Но тут надо сказать, что Вернблум также не жалел себя, поэтому вместе с гневом оппоненты ЦСКА выражали и сожаление, что такого игрока у них нет.
Вернблум умел пойти вперед, забивая важнейшие голы. Умел завести партнеров, ведя команду за собой. В общем, до сих пор среди болельщиков красно-синих швед имел очень хорошую репутацию. Которую он оперативно уничтожил одной публикацией.
Отрезок футбольной карьеры Вернблума, проведенный в России, был объективно самым успешным — и по футбольным результатам, и по зарплате. Да и в отношении быта, если верить тому, что говорил швед, когда жил в Москве, все его устраивало.
Настолько, что своего сына Милле в пятилетнем возрасте Вернблум отдал в футбольную школу ЦСКА. Видимо, Понтус хотел, чтобы его наследник тоже фальшиво пел в хоре мальчиков-футболистов.
Наверное, Понтусу такая публикация понадобилась для более комфортной жизни в родной стране. Правда, после нее он поспешил закрыть доступ к соцсетям, ибо реакция на это была соответствующей.
Пусть это остается на совести шведа. Но до сих пор Понтуса в России считали мужиком с характером. А сейчас выяснилось, что это была всего лишь иллюзия. Обидно, но ничего не поделаешь.