Примерное время чтения: 9 минут
5327

Крутой финт Петра Соколова. Как футболист сборной России служил Гитлеру

Сюжет Всемирная история с Андреем Сидорчиком
Соколов выступал в качестве диктора на радио, причем по воздействию на слушателей его даже сравнивали с Юрием Левитаном.
Соколов выступал в качестве диктора на радио, причем по воздействию на слушателей его даже сравнивали с Юрием Левитаном. Public Domain

Чемпионат мира по футболу, проходящий в России летом 2018 года, дал повод поговорить об уникальном в своем роде предателе. Хотя, наверное, человек, о котором пойдет речь, горячо бы протестовал против такого слова по отношению к себе.

Но во время Великой Отечественной войны этот уроженец Петербурга работал на врага. Того самого, который держал в тисках блокады и умерщвлял население его родного города. Того самого, который убил 27 миллионов граждан его родной страны.

А уникальность этого предателя в том, что он являлся игроком национальной сборной России по футболу.

«Петя-сплюнь!»

Сын статского советника Петя Соколов в юности «заболел» новой игрой, пришедшей в Россию из Англии – футболом. Выпускник престижной петербургской гимназии имени Александра I в студенческие годы чуть ли не все свободное время проводил на спортивных площадках. Очень быстро Соколов зарекомендовал себя в качестве одного из лучших игроков в делающем свои первые шаги отечественном футболе.

Играл Соколов за питерские клубы «Удельная» и «Унитас», став в составе последнего чемпионом Петербурга и чемпионом России.

У болельщиков Соколов получил прозвище «Петя-сплюнь!». Объяснялось оно тем, что футболист перед пробитием штрафных и угловых ударов имел привычку сплевывать на поле. Помогало это или нет, но, к примеру, с пенальти Петр Соколов практически не промахивался. Да и вообще, он имел репутацию игрока, который одинаково успешно действует как при обороне собственных ворот, так и при атаке чужих.

Какая боль, 16:0…

Поэтому, когда в 1912 году шел отбор в состав сборной России, которой предстояло сыграть на своем первом официальном турнире – Олимпийских играх  Георгий Дюпперон, выполнявший одновременно роли тренера, официального руководителя делегации и менеджера, без особых колебаний включил Петра Соколова в заявку.

Дюперрон не питал иллюзий насчет перспектив команды, заметив, что она подготовлена «настолько, чтобы проиграть с честью».

По жребию в первом матче сборной России предстояло сыграть с командой Финляндии. Соперник был не самый страшный, и Соколов с партнерами боролись достойно, уступив с минимальным счетом – 1:2.

Регламент турнира предполагал, что проигравшая команда должна провести «утешительный матч». Соперником России в нем стала команда Германии.

В данном случае все мастерство Петра Соколова вкупе с его плевками не могли помочь сборной – немцы растерзали россиян с ужасающим счетом 0:16. Уровень нашей тогдашней сборной в данном случае проявился в полной мере.

Несмотря ни на что, футбол в России прогрессировал. И, возможно, на Олимпиаде 1916 года опытный футболист Соколов помог бы сборной выступить куда лучше.

Агент по кличке «Голкипер»

Однако Олимпиада не состоялась – к тому времени уде два года полыхала Первая Мировая война.  Петр Соколов, не порывая с футболом, поступил в 3-ю Петергофскую школу прапорщиков, которую окончил в 1917 году.

Революцию футболист сборной России не принял категорически. Являясь убежденным монархистом, Соколов примкнул к одной из первых белогвардейских организаций.

«Петя-сплюнь!» не чурался никаких методов борьбы, и вскоре уже сотрудничал с английской разведкой. Агент по прозвищу «Голкипер», имевший прекрасную спортивную подготовку, не раз совершал нелегальные рейды на территорию, контролируемую большевиками. 

Поражение белых в Гражданской войне порыв Соколова не остановило. Он стал одним из помощников резидента английской разведки в Финляндии, обеспечивая отправку нелегальной агентуры на территорию Советской России. Агентов Соколов вербовал из числа людей, которых хорошо знал по спорту.

Не для всех это заканчивалось хорошо. Бывший партнер Соколова по команде «Унитас» Георгий Хлопушин был взят чекистами с поличным и получил 10 лет лишения свободы.

На самого Соколова у чекистов было солидное досье, но добраться до него не получалось – «Петя-сплюнь!» умел чувствовать опасность.

Пропагандист из зондеркоманды «Ленинград»

В 1930-х годах британская разведка снизила активность в Финляндии, и ее бывший агент «Голкипер» сосредоточился на более мирных занятиях, тем не менее, сохраняя связи в кругу «непримиримых» русских эмигрантов. Финские власти, у которых отношения с СССР стремительно портились, наблюдали за Соколовым, и во время советско-финской войны 1939-1940 годов привлекли его к сотрудничеству. Бывший футболист получил офицерское звание и служил в отделе пропаганды Главного штаба финской армии под командованием майора Калле Лехмуса.

Свою работу Соколов продолжил и с началом Великой Отечественной войны. Он редактировал газету «Северное слово» для советских военнопленных, выступал в качестве диктора на радио, причем по воздействию его на слушателей Соколова даже сравнивали с Юрием Левитаном.

Соколов теперь работал не только на финнов, но и на абвер – немецкую военную разведку.  Как опытного специалиста, его включили в состав зондеркоманды «Ленинград», которая должна была войти в город вместе с частями немецких войск и вывезти архивы областного комитета ВКП(б) и Управления НКВД. 

Все время, пока его родной город, взятый в блокаду, боролся за жизнь, Петр Соколов работал на врага – на оккупированных советских территориях вербовал агентуру, которую затем направляли в немецкие разведшколы, и после подготовки забрасывали в советский тыл. В этих школах Соколов выступал и в качестве инструктора, читая курс лекций по ведению агентурной деятельности. Об этом на допросах в советской контрразведке рассказывали арестованные ученики Петра Соколова.

«Хитрый, опасный и сильный враг»

Его обобщенная характеристика выглядела так: «Честолюбивый, властный, жестокий, двуличный человек, способный на любые деяния ради своих интересов… Хороший актер в жизни. Умеет представлять из себя добродушного, веселого, компанейского человека. Хитрый, опасный и сильный враг… Пользовался большой популярностью среди эмигрантской молодежи, знавшей его только с одной стороны, как боксера, борца, тяжелоатлета и отличного футболиста. Организовывал эмигрантскую молодежь в спортивные, театральные и хоровые кружки, при этом сам имел хорошо поставленный голос… Тщательно конспирирует свою личную жизнь и семейное положение… Спиртные напитки употребляет умеренно, женщинами не увлекается… Всегда имеет при себе пару браунингов, хороший большой нож и морскую свайку (что-то вроде стержня с шипом, который можно использовать в драке, ред.)».

Историки расходятся во мнениях относительно сотрудничества Соколова с генералом Власовым. Одни пишут, что от подобных предложений он категорически отказывался, другие, наоборот, утверждают, что он даже возглавил региональное отделение «власовцев».

Принципиально это уже ничего не меняет – убежденный монархист Петр Соколов оказался в числе тех эмигрантов, которые не погнушались встать на сторону гитлеровцев, прилагая все свои силы для победы Третьего Рейха. По этой причине клеймо предателя с футболиста сборной России уже не смыть никогда. Это выбор не был вынужденным – «Петя-сплюнь!» так поступил сознательно.

Массажист Пауль Салин

Но к 1944 году стало ясно, что Соколов проиграл и на этот раз. Перед лицом неминуемого поражения Финляндия готовилась выйти из войны, и ее мало интересовала судьба русского эмигранта. Петр Соколов директивой ГУКР «Смерш» и НКГБ СССР был объявлен во всесоюзный розыск как особо опасный государственный преступник, подлежащий при обнаружении немедленному аресту.

Он понимал, чем заслужил подобную «честь». Бросив в Финляндии семью, Соколов сбежал в Швецию.Поселившись в шведском Энчепинге, Соколов женился на шведке. Под именем Пауль Салин он работал массажистом в местном спортивном клубе.

Советская разведка вскоре вычислила последнее убежище Соколова. Однако добиться у Швеции его выдачи по официальным каналам не представлялось возможным, а выезжать за ее пределы Соколов не собирался. Его дочери от первого брака спустя десятилетия вспоминали, что встречались с отцом после побега из Финляндии буквально пару раз, в Швеции. Встречи эти были обставлены по всем правилам конспирации. «Петя-сплюнь!» до последних дней опасался, что «карающий меч революции» все-таки дотянется до него.

Но в Москве сочли, что Соколов не того полета птица, чтобы готовить против него акцию, чреватую международным скандалом.

Игрок сборной России, агент британской, финской и немецких разведок Петр Соколов умер в 1971 году в Стокгольме от опухоли мозга.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы