Она никогда не сетовала на судьбу, не жаловалась на жизнь. Лишь незадолго до смерти сказала близкой знакомой: «Я ведь уже 26 лет лежу. В моем состоянии столько не живут».
«Кто хочет заниматься, поднимите руку»
Спорт знает немало трагических историй. Но драма Елены Мухиной стоит особняком. Краткий миг взлета, крушение всех надежд в одночасье и более четверти века борьбы за жизнь. Борьбы, о которой миллионы ее соотечественников ничего не знали. Услышав имя гимнастки, удивленно задавали вопрос: «Мухина? Она что, жива?»
Елена и сама не хотела публичности. Потому что с ней пришла бы и жалость. А попытки пожалеть себя она отвергла категорически.
Лена Мухина родилась в Москве 1 июня 1960 года. Впервые мир вокруг стал рушиться, когда девочке было всего два года. При пожаре погибла мать Лены, а отец, найдя себе новую подругу жизни, перестал интересоваться судьбой дочери. Девочку в одиночку поднимала бабушка, Анна Ивановна.
Однажды в класс Мухиной пришла незнакомая женщина, которая сказала: «Кто хочет заниматься в гимнастической секции, поднимите руку».
Это было обычной советской практикой привлечения школьников к спорту. Попробовать хотели многие, после одного-двух занятий оставались те, кому это было действительно интересно, а спустя несколько месяцев в секции закреплялись те, кого по-настоящему манил блеск спортивных побед.
Принцип «От массовости к мастерству» был весьма эффективным. Во всяком случае, источник спортивных талантов в СССР не иссякал.
Звездный вид спорта
Лена считала своим счастливым случаем приход в класс тренера по спортивной гимнастике Антонины Олежко. Она буквально бредила этим видом спорта.
Гимнастика для сборной СССР была одним из ударных видов спорта. Всего до распада Советского Союза наши спортсмены завоевали 182 олимпийские медали, в том числе 72 золотые. Даже несмотря на то, что СССР нет уже 30 лет, ни одна страна мира не может приблизиться к данному показателю. Идущие вторыми Соединенные Штаты имеют в своей копилке 37 золотых наград.
В 1952 году на первой для советской сборной Олимпиаде блистали Мария Гороховская, Екатерина Калинчук и Нина Бочарова, в 1956-м — Лариса Латынина, Тамара Манина, София Муратова, в 1960-м — Латынина, Муратова, Лидия Иванова, Полина Астахова, в 1964-м — все те же Латынина и Астахова... Гимнастки в популярности не уступали футболистам и хоккеистам, так что Мухиной было на кого равняться.
В 14 лет она стала кандидатом в мастера спорта. В это время с ней начал работать Михаил Клименко — тренер, воспитанниками которого до этого были только мужчины.
Чемпионка мира
Клименко решил, что козырем Мухиной будет программа невероятной технической сложности. Некоторые элементы до Елены просто не существовали.
Советская гимнастка Ольга Корбут первой выполнила «Петлю Корбут»: во время данного элемента гимнастка встаёт на высокую часть разновысоких брусьев и делает сальто назад, цепляясь руками за верхнюю перекладину брусьев. Это настолько сложный и опасный элемент, что впоследствии он был запрещен. Но, когда правила еще не были столь строги, Мухина усложнила «Петлю Корбут», добавив к ней винт. «Петля Мухиной» приводила специалистов в ужас и восторг одновременно.
Клименко продолжал насыщать программу воспитанницы, и это приносило свои плоды: на чемпионате Европы 1977 года она выиграла три золотые медали в отдельных видах. А в 1978 году Мухина становится чемпионкой мира в индивидуальном многоборье, потеснив и партнерш по команде, и легендарную румынку Надю Комэнеч.
Тогда пошли разговоры о том, что Олимпиада-1980 в Москве станет «Олимпиадой Мухиной».
«Когда я встала на пьедестал, это было такое жуткое разочарование»
Но сама гимнастка была настроена совершенно иначе. Через много лет в интервью она скажет: «Об этом никто не знает, но я на чемпионат ехала, я прощалась со спортом. Что вот это последние соревнования, и я ухожу, я больше не выдерживаю. Не столько физическая нагрузка, сколько психологическая. Физически я была не то что слаба, у меня, к сожалению, сил было не так много. Вылезала я только на технической подготовке и на эмоциональном сосредоточении, только на внутренней энергии. И поэтому, когда я встала на пьедестал, это было такое жуткое разочарование. Как озарение. Я поняла, что чемпионка прошедшего чемпионата мира, прошлого года. Что я вот сейчас сойду с этого пьедестала, и все надо начинать сначала. Я хотела уйти, но внутренние ощущения — что меня никто не отпустит».
Обратной стороной технически сложной программы была целая вереница различных повреждений, из-за которых Мухину стали называть нестабильной спортсменкой.
На чемпионат мира-1979 она не попала, восстанавливаясь после очередного повреждения. Вопрос о ее участии в Олимпиаде-1980 повис в воздухе. Она продолжала подготовку с командой вплоть до последнего сбора. Игры в Москве открывались 19 июля. На базе «Стайки» в Минске, где готовились гимнасты, пошли слухи: решено не включать Мухину в состав команды. Клименко срочно уехал в столицу, а Елена продолжала тренировки.
Роковое падение
3 июля Мухина проводила очередной прогон своей программы в вольных упражнениях. Знаменитая гимнастка Лидия Иванова, работавшая тогда тренером, рассказывала: «В одном из сложных прыжков, когда Лена уже пошла в воздух и начала закручиваться, она то ли расслабилась, то ли подвел травмированный голеностоп: Мухина недокрутилась и со всего размаху ударилась о ковер».
Сама Мухина вспоминала происшедшее иначе: толчок, падение, со всех сторон к ней бегут люди, а она не может встать.
Сначала в Москву сообщили о «травме спины». Но вскоре стало понятно, что Мухиной нужна эвакуация в столицу и срочная операция.
Методист по лечебной гимнастике и массажу спинально-мозгового отделения 19-й московской городской больницы Нина Лебедева, работавшая с гимнасткой, в интервью «Советскому спорту» рассказывала: «У нее случился анатомический разрыв, а это — перелом шейных позвонков с повреждением спинного мозга. То есть к моменту операции начались необратимые процессы. Анатомический разрыв — это, повторюсь, не только повреждение позвоночного столба. При такой травме пострадавший обречен на неподвижность, а без операции — на верную смерть».
За что Мухина не любила журналистов?
Мухину оперировал один из лучших хирургов, и это спасло ей жизнь. Но сделать большее врачи были не в состоянии. Приговор — практически полная неподвижность. Даже за те минимальные функции, которые удалось сохранить, приходилось бороться.
Во время одной из таких процедур произошла история, из-за которой Мухина многие годы потом отказывалась общаться с журналистами. В интервью «Советскому спорту» Лебедева рассказывала: «Могу только предполагать, что это случилось после того, как я первый месяц начала укладывать ее на живот. Полчаса на животе с упором на локти, голова отведена чуть назад. Боль адская. В те дни, когда происходят эти процедуры, отделение напоминает камеру пыток. Крики, как в застенках гестапо. Но это тот самый случай, когда надо делать больно ради добра, чтобы суставы, как мы говорим, не склеивались. Так вот, я положила перед рыдающей Ленкой обрывок какой-то газеты, чтобы она не заливала слезами простыню. И вот, когда бедняжка, что называется, срослась с болью, поймала так называемую „мертвую точку“, в палату неожиданно заглянул журналист. Откуда он взялся, ведь в больнице строгий пропускной режим? А через несколько дней появилась статья о том, что яркое апрельское солнце светит в окно, а Лена Мухина, удобно устроившись на больничной койке, подперев голову руками, читает свежий номер газеты...».
Важно сказать, что никто спортсменку не бросил. Спортивные чиновники и родной для нее ЦСКА сделали все, что могли. Ей выделили двухкомнатную квартиру, которую максимально оборудовали под нужды Мухиной. С ней постоянно находились женщины, добровольно взявшие на себя роль сиделок. Остался и ближний круг подруг, самых верных и надежных.
Елена не сдавалась. Она продолжала бороться, пробовать все новые и новые методики восстановления, хотя прорыва так и не случилось. Но все, кто с ней общался, отмечают: в Мухиной не было заметно ни малейшего пессимизма. Невероятно, но она смогла получить образование и даже защитить кандидатскую диссертацию.
Кавалер Олимпийского ордена
Не было у Мухиной и ненависти к гимнастике. Установленная в доме «тарелка» позволяла смотреть спортивные трансляции, и Елена старалась не пропускать турниры по спортивной гимнастике. А потом звонила бывшим коллегам по спорту и обсуждала увиденное.
В 1980 году Елену Мухину наградили орденом «Знак Почета». А годом позже Международный олимпийский комитет отметил ее Серебряным Олимпийским орденом. Вручать награду в московскую квартиру Елены приехал лично глава МОК Хуан Антонио Самаранч. Самаранч довольно часто бывал в нашей стране. И о гимнастке он не забывал никогда. Спустя много лет новости о том, что глава МОК навестил Елену Мухину, стали едва ли не единственными упоминаниями о ней в прессе.
Могло ли быть как-то иначе? Трудно сказать. Повторим, что сама спортсменка не жаждала публичности. Она никогда не теряла достоинства, выдержав все испытания, выпавшие на ее долю.
22 декабря 2006 года ей стало плохо. Медики оказались бессильны: организм просто устал от 26 лет тяжелой борьбы.
Похоронили Елену Мухину на Троекуровском кладбище. На обелиске она запечатлена в момент одного из своих выступлений. Надпись на камне гласит: «Елена Мухина. Великая гимнастка. Чемпионка мира».