Великая эпоха в «Формуле-1» подошла к концу. Руководивший ей с середины 70-х Берни Экклстоун в понедельник вечером покинул свой пост. 86-летний британец стал настоящим творцом истории, превратившим гонки из просто элитного развлечения в огромный коммерческий проект. АиФ.ru вспоминает вехи в карьере Экклстоуна.
«Меня ушли»
Несмотря на почтенный возраст, Берни Экклстоун до последнего не планировал покидать своё детище. «Формула-1» стала такой, какой мы её знаем сейчас, именно благодаря гению британца. Бывший и, честно говоря, не слишком успешный автогонщик продолжил карьеру в качестве инженера, а затем руководителя нескольких команд. Свою империю он начал создавать в начале 70-х, полностью уйдя от привычной для автоспорта тех лет модели развития. Экклстоун — в паузах между карьерой гоночного менеджера, проводившего сделки с недвижимостью — рассматривал «Формулу-1» не только как спортивное соревнование, но и как бизнес-проект. Огромное значение в нём отдавалось телевизионным правам и рекламным контрактам.
Подводя итог своей работе, Берни Экклстоун говорит, что горд своим детищем. «Формула-1» стала при нём самой элитной гоночной серией со зрительской аудиторией в несколько сотен миллионов человек и ежегодной прибылью свыше $1 млрд. «Меня сместили с должности, — грустно заметил в понедельник вечером Экклстоун. — Теперь я занимаю пост пожизненного президента „Формулы-1“. Признаться, я не до конца понимаю, что означает эта новая реальность». Причиной ухода Экклстоуна стала покупка гоночной серии «Формула-1» корпорацией Liberty Media. Сумма сделки составила астрономические $4,4 млрд.
Почему сорвался Гран-при СССР
Одной из самых ярких и авантюрных затей, родившихся в голове Берни Экклстоуна, была, конечно же, гонка в Советском Союзе. Британский функционер прекрасно понимал, какой эффект произведёт приход капиталистической и даже буржуазной «Формулы-1» по ту сторону «железного занавеса». В СССР проект курировал ректор МАДИ Леонид Афанасьев. Он на тот момент занимал пост вице-президента Международной автомобильной федерации и, по сути, выступал в связке с Экклстоуном, несмотря на «чуждость советской идеологии» данного вида спорта. Но если босс «Формулы-1» больше мыслил категориями маркетинга и внимания СМИ, то Афанасьев понимал, какой громадный импульс придаст гонка в Советском Союзе для отечественного автоспорта.
«Первый Гран-при СССР планировали провести в 1984 году, все документы были готовы, — рассказывает АиФ.ru российский автогонщик Марк Подольский. — Одно из итальянских СМИ даже вышло с обложкой, где на фоне Кремля мчатся болиды „Формулы-1“. Это сейчас, когда показательные заезды проводятся напротив Васильевского спуска, такое кажется нормой. Для середины 80-х картина была совершенно фантастической! Такой коллаж был не случаен: Гран-при СССР задумывался как городская гонка вокруг Кремля. По замыслу Экклстоуна, „Формула-1“ должна была пройти в самом сердце коммунистической страны. Увы, этим планам не суждено было сбыться. В 1982 году Леонид Афанасьев умер, и в стране не нашлось такого же энтузиаста, заряженного идеей провести гонки „Формулы-1“ в Советском Союзе».
Тогда Экклстоун совершил быстрый манёвр и достал из сейфа папку с надписью «План Б»: уже в 1986 году «Формула-1» пришла-таки за «железный занавес». Только произошло это не в Советском Союзе, а в Венгрии. На «Хунгароринге» под Будапештом до сих пор проводятся заезды «королевских гонок». А свою давнюю мечту — привезти «Формулу-1» в нашу страну — Экклстоун исполнил уже на девятом десятке лет. В начале 2010-х на встрече с Владимиром Путиным был подписан договор о проведении Гран-при России в Сочи.
Гран-при «Формулы-1» в Сочи–2016 | Фотогалерея
Гран-при «Формулы-1» в Сочи–2016 | Фотогалерея
Коррупционные скандалы
Последние двадцать лет карьеры Экклстоуна сопровождали бесконечные скандалы. Первый и один из самых крупных случился в 1997 году: тогда Европейская комиссия обвинила «Формулу-1» в нарушении антимонопольных правил из-за контрактов на телетрансляции гонок. В итоге через два года комиссия признала Экклстоуна и Международную автомобильную федерацию виновными, что повлекло за собой пересмотр всех контрактов на трансляции «Формулы-1».
А самый громкий скандал произошел два с половиной года назад. В 2014 Экклстоуна привлекли к суду за дачу взятки одному из сотрудников баварского банка. Следствие доказало, что она позволила Берни ускорить продажу своих активов. Однако британский менеджер сумел избежать тюремного срока: дело было закрыто, после того как Экклстоун выплатил в казну Баварии компенсацию в размере $99 млн и $1 млн на счёт детской благотворительной организации.