Поклонники фигурного катания со стажем могут помнить эту лучезарную французскую фигуристку Сару Абитболь. Она выступала в парном катании со Стефаном Бернадисом с начала девяностых вплоть до 2003 года. Одним из ее бывших тренеров был советский фигурист Станислав Леонович, а хореографом они приглашали даже Татьяну Тарасову.
Миловидная, скромная, запуганная
Из достижений пары — бронза чемпионата мира 2000 года, семь медалей на чемпионатах Европы и участие на зимних олимпийских играх 1998 года в Нагано, где заняли шестое место. Кроме того, десять лет подряд брали золото национального чемпионата Франции с 1994 по 2003 год. В 1997 году Сара принимала участие в съемках популярного шоу «Форд Боярд», которое с успехом показывали в России.
И тогда никто не мог даже представить, что творилось в душе французской девушки ростом всего 150 см. Миловидная, всегда скромная, но при этом яркая, с каштановыми волосами, она хранила страшную тайну, которая повлияла на всю ее жизнь. И долгое время она боялась рассказать ее даже своим родственникам и близким друзьям, поскольку понимала — это сразу окажется в СМИ и будет скандал.
И все же Сара набралась мужества и в 44 года написала откровенную автобиографию под названием «Такое долгое молчание». В книге фигуристка призналась в неоднократных изнасилованиях со стороны тренера Жиля Бейера, когда ей было 15-17 лет.
«Когда мне было 15, я не ночевала дома. Я была уязвима, и вы воспользовались этим. В тот день от него пахло алкоголем», — писала в книге Абитболь.
И это было только начало. Приставания тренера продолжались снова и снова — каждый раз он запугивал юную девушку, чтобы та не вздумала ничего и никому рассказывать.
«Я должна быть счастлива, но не могу»
Она мечтала о больших достижениях в спорте, а он грозился завершить ее карьеру в случае огласки. Да и как признаться родителям, что тренер, который им так нравится и которого они долго искали для дочери, оказался маньяком? И это работало. А самое ужасное — он нанес Саре травмы, которые не заживают до сих пор.
«Я должна быть счастлива, но не могу. Я инвалид, замурованный в тоске. Даже сегодня мне страшно находиться одной на улице или в транспорте. Я не могу посещать незнакомые места и путешествовать самостоятельно, я боюсь незнакомых мест. Вести машину без кого-то рядом со мной уже давно для меня невозможно. Лететь на самолете — пытка. Неизвестность обязательно означает опасность», — пишет Абитболь в своей книге.
Еще одна непростая деталь. Сара все это время вела дневник, в котором записывала результаты тренировок и делала анализ — над чем еще работать, а что удалось лучше всего. Но была там и тайная — последняя страница, сложенная вдвое, чтобы никто случайно не заметил. Она оставляла только ей понятные символы, означавшие, что именно в этот раз с ней делал тренер. В раздевалке, в машине на парковке — это могло случиться где угодно, когда они оставались без лишних глаз.
Извинения тренера-насильника
Уже по окончании карьеры, в 2003 году, Абитболь поняла, что ей нечего терять, и решила обо всем рассказать. Но знавшие к тому времени о многом друзья из мира фигурного катания посоветовали молчать. Более того, не все ей верили.
«Мне говорили: “Возьми свои лекарства и заткнись”», — об этом тоже написано в книге.
Как выяснилось позже, жертвой сексуальных домогательств была не только Сара Абитболь. Помимо нее, с похожими вещами сталкивались и другие французские фигуристки:
— Элен Годар призналась, что к ней приставали в возрасте 13-14 лет, и делал это не только Бейер, но и другой тренер — Жан-Ролан Ракл.
— Летисия Юбер из-за приставаний тренера ушла от него к другому.
— Сразу двух своих несовершеннолетних подопечных — Беатрис Дюмур и Энн Бруно —насиловал Мишель Лотц в восьмидесятых годах.
После того как автобиография вышла в свет и все узнали правду, на тренера Бейера обрушились с критикой. Отмахиваться ему уже не было никакого смысла — слишком много свидетельств было против него. Он признался СМИ, что это все правда.
«Я признаю, что состоял с ней в интимных отношениях. Мои воспоминания о точных обстоятельствах отличаются, но я понимаю, что, учитывая мой статус и ее возраст в то время, эти отношения были неуместны», — сказал журналистам тренер-насильник.
Да, он попросил публично у Сары прощения, добавив, что не мог предположить, насколько глубока ее травма.
Почему Бейеру все сошло с рук?
Ну и главный вопрос, который наверняка интересует многих — а как наказали Бейера за ту историю? Ответ — никак. Дисциплинарный комитет федерации фигурного катания не смог вынести никаких решений, поскольку к тому времени (2020 год) Жиль лишился тренерской лицензии и формально к фигурному катанию Франции не имел отношения.
Что касается возможного уголовного преследования, то его тоже не было за истечением срока давности, так как прошло более тридцати лет. Да и в суд на него никто не подавал — кроме книги и различных интервью в СМИ больше ничего и не было. Единственный, кто пострадал (кроме самих фигуристок) в этой истории — президент Федерации фигурного катания Франции Дидье Гайаге был вынужден уйти в отставку в феврале 2020 года именно по причине многочисленных сексуальных скандалов в его ведомстве.