Леонид Штейн появился на свет в 1934 году в городе Каменец-Подольский на Западе Украины, но во время войны семья была вынуждена уехать в Узбекистан. Уже после возвращения домой мальчик в 13-летнем возрасте записался в шахматную секцию. Это занятие его так увлекло, что он днями и ночами разыгрывал различные партии, придумывал необычные ходы и комбинации.
Три победы в чемпионате СССР
Не сказать, что прогресс шел очень быстро, но первый разряд он получил только через два года, а звание кандидата в мастера спорта — в 18 лет. Еще шесть лет ушло, чтобы стать мастером спорта. Первый же международный успех пришел к нему только в 28 лет на одном из турниров в Стокгольме, где он разделил 6-8 места с шахматными корифеями того времени.
И все же настоящий успех к Леониду Штейну приходит: в 1963 году он впервые выигрывает чемпионат СССР, после чего получает звание заслуженного мастера спорта. Затем он повторит это достижение еще дважды — в 1965-66 годах. Придут и две победы на престижных шахматных Олимпиадах в составе сборной СССР.
В начале семидесятых Штейн выигрывает несколько международных турниров и выходит на пик формы. Впереди его ждет межзональный турнир претендентов за право побороться за мировую шахматную корону, о чем он так долго мечтал. Это был вызов всей его жизни. Которому так и не суждено было осуществиться.
«Врач не спрашивала, а он не говорил»
К поездке в Бразилию Штейн готовился очень тщательно. За несколько недель до отправления в Южную Америку он по всем регламентам сделал себе прививку от различных болезней, присущих экзотическому региону. Но перед этим должен был еще слетать на командный чемпионат Европы в Англию в составе сборной СССР. Компания подбиралась звездная — Василий Смыслов, Михаил Таль, Тигран Петросян, Борис Спасский, а также будущая звезда шахмат Анатолий Карпов.
Накануне вылета все они побывали на приеме в Спорткомитете, о чем и вспоминал Анатолий Карпов.
«Я видел Леонида одним из последних. Нас перед отъездом в Англию принимал глава Спорткомитета СССР Сергей Павлов. Мы вышли вместе с ним и Ефимом Геллером, дошли до Арбата, а потом они пошли на встречу с друзьями», — рассказывал Карпов РИА Новости.
В ночь перед вылетом в Лондон разыгралась настоящая трагедия, о которой большинство гроссмейстеров узнало уже в аэропорту «Шереметьево» перед вылетом. Сборная собралась в полном составе, но не хватало только одного человека — Леонида Штейна. К тому времени он был уже мертв — скончался ночью в гостинице «Россия».
Как оказалось, шахматист неожиданно почувствовал себя не очень хорошо, а потому сам спустился к дежурному врачу гостиницы. Выслушав пациента, врач без разговоров сделала Штейну укол, после которого тот буквально сразу скончался...
«Врач его не спрашивала, а он ничего не сказал о прививке. Леониду сделали укол, который оказался несовместим с прививкой. О несчастье мы узнали в аэропорту», — добавил Карпов.
Дружба с Фишером
Официальное заявление гласило: «Леонид Захарович Штейн скончался от сердечного приступа 4 июля 1973 года...» Ему было всего 38 лет. У гроссмейстера остались супруга и два несовершеннолетних ребенка, для которых уход главы семьи стал настоящей трагедией. Его друзья и коллеги старались поддержать материально вдову, собрав средства на одном из турниров в Германии. Штейна очень уважали в шахматном мире, а потому удалось собрать приличную сумму.
Один тот факт, что с советским гроссмейстером дружил сам Роберт Фишер, говорит о многом. Любопытна и сама история их знакомства на зональном турнире в Стокгольме. Американец тогда был легендой, а Штейн только врывался в шахматную элиту. Фишер как-то в свободное время зашел в номер к другому советскому шахматисту Ефиму Геллеру, с которым был хорошо знаком, и предложил перекинуться в блиц. Но тот отказался и кивнул на сидящего в углу Штейна: «Попробуй с ним».
Роберт сразу предупредил, что играет только на деньги и ставка — 10 шведских крон. Леонид не стал отказываться и выиграл две первые партии. У самого Фишера! Так и подружились.
После смерти Штейна Фишер одним из первых отправил телеграмму в Москву с соболезнованиями.
«Я потрясен безвременной кончиной Леонида Штейна, блестящего гроссмейстера и хорошего друга. Выражаю сочувствие его семье и шахматному сообществу», — написал американский гроссмейстер. При этом позже он рассказывал, что его удручала история с беспрерывным курением Штейна. По его мнению, он лично гробил свое здоровье.
Леонид Штейн ушел слишком рано, но успел оставить след в истории. Говорят, он опережал свое время, чувствовал динамическое развитие шахмат. И возможно, однажды пришел бы к своей заветной цели сразиться за мировую шахматную корону. Если бы не тот злосчастный укол...