Российский футбольный союз признал Дениса Глушакова лучшим игроком сезона. «АиФ» пообщался с капитаном «Спартака», а заодно сравнил показатели чемпионата России с европейскими.
«Родить» победу
Роман Иванов, «АиФ»: Денис, за свою карьеру вы успели поиграть во многих клубах. Какое место среди них занимает «Спартак»?
Денис Глушаков: Это мой дом, команда моей мечты. Ещё в детстве, когда показывали матчи «Спартака», бросал всё и бежал к телевизору. А как иначе? Ведь столько великих имён связано с клубом, начиная с братьев Старостиных! И это невероятное ощущение, когда ты становишься чемпионом в составе «Спартака». Что-то подобное я испытал, когда впервые стал отцом. Впрочем, детей у меня уже двое. Так что можно подумать и ещё об одном чемпионстве (смеётся).
— Что изменилось в «Спартаке» с приходом Массимо Карреры? 15 лет никто не мог поднять клуб на верхнюю строчку турнирной таблицы, а пришёл итальянский тренер и в первый же год работы сделал это.
— Если говорить непосредственно про футбол, то изменения коснулись тактики и физической подготовки. Но очень важно, что Каррера помог нам поверить в себя. Мы стали командой во всех смыслах. Каждый сделал всё, чтобы случилась эта победа. И такое возможно только тогда, когда отношения строятся на уважении и доверии.
Читайте также: Главный тренер «Спартака» Массимо Каррера: досье
— Вас назвали лучшим футболистом сезона. Есть ли у лучшего футболиста недостатки?
— У меня один минус — игра головой. Всегда это сложно давалось. Ну, ничего, буду совершенствоваться.
— Поговорим о сборной. Вы ведь не будете отрицать, что результаты, демонстрируемые командой в последние годы, далеки от выдающихся?
— Да, в сборной мы задолжали болельщикам. Но ведь мы играем прежде всего для себя. Неужели кто-то думает, что мы сами не хотим побеждать? Есть сложность в том, что не получается сыграть в оптимальном составе. То один травмирован, то другой.
При этом, давайте быть честными, результаты сборной — это отчасти и отражение реального положения дел в нашем футболе. У нас всё время хаотично что-то меняют: то систему «весна — осень» на систему «осень — весна», то один лимит на легионеров введут, то другой и т. д. Но настоящей пирамиды, в основе которой стоит массовый детско-юношеский футбол, так и не выстроили. Нет системы, позволяющей талантливым игрокам расти. Вот и получается, что на чемпионатах Европы и мира не можем выйти из группы, уступаем даже Алжиру.
«Я всё же не Абрамович»
— И всё-таки к вопросу о лимите на легионеров. Вы сторонник действующего ограничения (на поле в составе команды могут находиться 6 иностранных игроков) или противник?
— Лимит я бы изменил. Критерий должен быть не количественный, а качественный. Подписывать контракты надо с теми игроками, которые уже сыграли какое-то количество матчей за национальные сборные своих стран. На таких футболистов будет равняться наша молодёжь, они действительно смогут усилить российский чемпионат.
— Ещё несколько футбольных инициатив, которые часто обсуждают: введение системы видеоповторов и потолка зарплат для игроков.
— Сама по себе идея внедрения видеоповторов, может, и неплоха, но как её реализовать? Это ведь огромные вложения. А что касается потолка зарплат, то этот вопрос, наверное, не к игрокам. Мы получаем столько, сколько нам платят.
— Хотите сказать, что для футболистов цифры в контракте не главное?
— Для кого как. Лично у меня деньги не стоят на первом месте. Мне предлагали хорошую сумму, чтобы не переходил из «Локомотива» в «Спартак», но я всё равно ушёл.
— Если бы вам поступило предложение от европейского клуба, вы бы стали его рассматривать?
— Теоретически это возможно. Но только в том случае, если это будет команда из первой пятёрки одного из лучших европейских чемпионатов. Каких-то серьёзных клубных предпочтений у меня нет, хотя я и симпатизирую «Барселоне».
— В этом году не стало вашего дяди Валерия Глушакова. Это ведь он привёл вас в футбол?
— В футбол я сам пришёл. Но дядя дал мне шанс вырасти, когда привёз меня из Миллерово в Москву на просмотр. Прекрасно помню, как на первую тренировку я приехал в разных кедах — один больше, другой меньше. Был самого маленького роста... И нынешнее чемпионство «Спартака» я посвящаю своему дяде. Он ведь тоже был чемпионом в составе «Спартака» в 79-м.
— Известно, что вы построили на свои средства стадион в родном Миллерово...
— Свои средства — громко сказано. Всё-таки поле подарила Ольга Смородская (экс-президент ФК «Локомотив». — Ред.). Я занимался его транспортировкой в Миллерово, трибунами, оборудованием. Также на мне расходы по содержанию команд (детские команды четырёх возрастов и взрослая). Но вот создать полноценную футбольную школу пока не получается. В одиночку такое дело не потянуть, я всё же не Абрамович. Уже 4 года обещают помочь со школой, но пока никак.
— Представляю, что вы чувствуете, когда слышите про 43 млрд руб., потраченных на строительство стадиона в Санкт-Петербурге.
— На эту тему даже не хочу говорить, расстраиваюсь. Я в свой стадион душу вложил. В стадион «Спартака» люди тоже душу вложили, в краснодарский стадион. А тут... Я просто не понимаю, как вообще возможна такая история. Притом что в целом в стране с футбольной инфраструктурой беда. Детям тренироваться негде. Это к вопросу о системе поиска талантов, которая у нас не работает.