Идеальный дуэт
— Татьяна, тяжело ли руководить такими личностями, как Ася и Настя?
— Если бы я ими начала руководить пару лет назад, то такими яркими, самобытными девушками мне было бы тяжело управлять. А так как я их рощу и тренирую с детства, то мне легко находить с ними общий язык. Конечно, бывают рабочие моменты, когда приходится и поспорить, иногда и прикрикнуть, но это настолько редко бывает, что и говорить не стоит. Всем бы такое взаимопонимание, какое у нас.
— Маленькие словесные портреты девушек можете нарисовать?
— Ася Давыдова очень эмоциональная, открытая личность. Она никогда не промолчит и не слукавит. Взрывная и достаточно отходчивая. Говорит прямо, откровенно. Добрая и отзывчивая девочка. Настя Ермакова — чудесный, ласковый человек, но более замкнутая, бывает такою «вещью в себе». Если хочешь узнать о её проблемах, надо спрашивать — сама не расскажет. В девушках не присутствует вирус звёздности. После прошлой Олимпиады они немножко задрали нос, но быстро переболели и больше к этому не возвращаются.
— К каждой должен быть, наверное, свой подход?
— Безусловно, темпераменты у них разные. Кроме этого, Настя — левша, Ася — правша, но это абсолютно слаженный дуэт, и достигается подобное исключительно титаническими усилиями и трудом. Я знаю, что на кого лучше действует, и пользуюсь этими педагогическими приёмами. Уговаривать их не надо, но доводы должны быть всегда конкретны и обоснованны. Все проблемы у нас решаются в нормальном рабочем ключе.
— Как вообще родилась идея создать программу под лирическую музыкальную сюиту Эдварда Грига «Пер Гюнт»?
— Я считаю, что решение создать новую программу под музыку Грига просто снизошло свыше. Потому что в одно прекрасное утро я проснулась и была просто «пропитана» музыкой сюиты «Пер Гюнт». Признаюсь, что до этого момента Грига слушала давно и никогда не думала, что мелодия внутри человека может так звучать. Я несколько дней не могла отвязаться от преследования «музыкальной шкатулки». Такое бывает, когда наслушаешься какой-то музыки, а потом она долго сидит в голове. Здесь такого не было, я не слушала вообще ничего. Я поняла, что надо купить диск, послушать, и вполне возможно, что музыка подойдёт на длинный дуэт. Что и произошло. Когда я девочкам дала послушать музыку в собранном варианте, она им очень понравилась, и мы решили под неё работать.
— Как периодическая таблица явилась во сне Дмитрию Менделееву, так и к вам снизошёл Григ...
— Наверное, у человека такой прорыв бывает, когда подспудное, неосознанное мышление даёт ему верные подсказки.
Красота в многообразии
— Но ведь раньше в исполнение вашего дуэта можно было увидеть агрессивных акул, вампиров, прочую нечисть...
— И акулы, и вампиры, и матрицы были (смеется). Но в основном у нас была позитивная музыка: «Шторм» в исполнении Ванессы Мэй, «Маска Зоро», «Лебединое озеро», «Дон Кихот» и сейчас «Пер Гюнт».
— Значит, хотите взять Пекин поэтической сюитой и русским «ясным месяцем»?
— Классика всегда в моде, и ей, так же как и народной музыкой, можно и нужно покорять сердца людей.
— Не хотите ли вы сказать, что классика и народная музыка должны взять верх над всяким роком, рэпом, хип-хопом, хай-теком, металлом... Или здесь соревнования не нужны?
— Именно так, соперничества тут неуместны. Ведь нельзя сравнивать тихую красоту норвежского фьорда с яркостью цветущей африканской саванны — совершенно разные частоты, энергетика и мотивы. Поэтому не хочу и не могу говорить, что классика должна превалировать над всем музыкальным разнообразием. Наоборот, мечтаю поставить дуэт, под какой-то фристайл или хип-хоп. Мы абсолютно открыты для любых стилей музыки. Главное, чтобы она нам нравилась и вызывала эмоции.
— Наверно, вы, как всякий русский человек, работаете по схеме: «И вечный бой, покой нам только снится». А когда будете отдыхать?
— Официальные каникулы начинаются после Олимпиады, но буквально через пять дней младшая дочка пойдёт во второй класс, а старшая начнёт тренироваться. Поэтому о каком отпуске может идти речь...
— Почему я у вас об этом и спросил. Но надо понимать, что такой трудоголизм по своей сути греховен. За тяжелым, изнуряющим трудом человек забывает себя любить, и в этом ничего хорошего нет. Или у вас есть антивирус к трудоголизму?
— Моя собственная лень — вот антивирус.
— Не обидно ли, что вы так много работаете и получаете всего две медали. А те же пловцы, легкоатлеты могут собрать целую корзинку наград и, естественно, получить намного больше денег?
— Обиды никакой нет. У них своя нива, у нас своя. Главное, чтобы каждый из нас приносил в копилку России как можно больше медалей высшего достоинства. Все чемпионы и призёры внакладе не останутся. Уверена, руководство страны достойно оценит наш труд. К тому же на следующую Олимпиаду программы медалоёмких видов спорта хотят подсократить, а у нас планируют ввести комбинированную, очень зрелищную для болельщиков программу — и разыгрываемых медалей прибавится.