Это должен был быть его год — Сенна был однозначным фаворитом сезона 1994-го. Трёхкратный чемпион мира, которого пресса называла «Волшебником», подписал контракт с сильнейшей командой, побеждавшей уже два года подряд. Любовь и признание болельщиков по всему миру, на родине в Бразилии он был всеобщим кумиром. Такой популярности прежде добивались лишь Юрий Гагарин и Боб Марли.
Но в первой гонке, комфортно лидируя, Сенна вылетел под финиш, а на следующем этапе попал в аварию уже на старте. Третий Гран-при сезона начался с двух жутких аварий — после одной из них в больнице оказался Рубенс Баррикелло, а Роланд Ратценбергер насмерть разбился об отбойник в квалификации.
На следующий день на седьмом круге гонки в бетонную стену врезался лидировавший Айртон Сенна. В момент удара скорость машины составляла 218 км/ч. Рычаг подвески пробил шлем и череп пилота, он умер почти мгновенно. В больнице в рукаве его комбинезона обнаружили австрийский флаг в честь погибшего накануне коллеги.
Расцвет в Европе
В Европу Айртон приехал за двенадцать лет до этого, когда ему исполнилось 21. К картинговым регалиям Бразилии он быстро добавил несколько побед в британских первенствах и перешёл в чемпионат Европы. Тогда он решил выступать под девичьей фамилией матери — Сенна, дабы не компрометировать широко известную в бразильских бизнес-кругах семью. Кроме того, фамилия да Силва на родине была очень популярна. Уже под именем Айртон Сенна он выиграл европейскую Формулу-Форд и первый в истории Гран-при Макао Формулы-3 — ныне один из наиболее престижных молодёжных трофеев.
Узкая уличная трасса в Монте-Карло нивелирует недостатки машины и выводит на первый план пилотаж гонщика. Хлынувший ливень окончательно смешал карты. В таких условиях Айртону Сенне не было равных. С тринадцатого места на старте он выбился на третье. На девятнадцатом круге обогнал знаменитого Ники Лауду и погнался за лидером Аленом Простом. Сенна шёл на намного быстрее Проста, сомнений в обгоне не возникало ни у кого.
И в этот момент судьи прервали гонку из-за дождя. Прост спас первое место, а дебютант Сенна был вне себя от ярости - он считал, что у него украли победу. Организаторы Формулы-1 находятся в Париже, француз лидировал в престижном Гран-при Монако и гонку останавливают — так ситуацию видел Айртон. Через шесть с половиной лет Сенна вынесет Проста с трассы и завоюет второй чемпионский титул в карьере.
Бразильский Давид против французского Голиафа
Вражда между Айртоном Сенной и Аленом Простом началась во время их совместных выступлений за McLaren. Француз тогда чувствовал себя в команде как дома, он провёл тут уже четыре года, выиграл два чемпионата и стал главной звездой Формулы-1. Айртон Сенна, будучи на пять лет моложе, мог похвастаться только тремя сезонами в Lotus и победами на отдельных этапах, однако уже заслужил репутацию будущего чемпиона.
Машины McLaren были быстрейшими в Формуле-1. В первых шести этапах Сенна неизменно первенствовал в квалификации, но по набранным очкам лидировал Прост — в гонках бразильца преследовали поломки и аварии. Тем не менее, к середине сезона Айртон перехватил инициативу и выиграл четыре Гран-при подряд.
Они были недосягаемы. У McLaren был лучший мотор и наиболее эффективная аэродинамика. Вся Формула-1 следила только за их сражением. Борьба продолжалась до конца сезона, и чемпионом стал Сенна, он выиграл восемь гонок против семи.Соперничество напарников разделило команду на две половины, но вмешаться в их борьбу не удавалось никому. В начале второго совместного сезона Сенна выиграл три этапа подряд, но к середине у него возникли проблемы, и на первый план вышел Прост. За две гонки до конца француз был впереди на 16 очков.
Получив свежие шины, Сенна бросился в погоню за лидером и на 46-м круге пошёл в атаку в медленной связке. Он уже поравнялся с машиной Проста и вышел на внутреннюю траекторию, но тот повернул прямо в автомобиль Сенны. Француз покинул кокпит, в то время как McLaren Сенны удалось растолкать.
После замены носового обтекателя Айртон вернулся в нескольких секундах позади Алессандро Наннини. Чтобы продолжать бороться за чемпионство бразильцу необходимо было выигрывать гонку. Сенна атаковал как одержимый и за два круга до финиша настиг Наннини — обгон Айртон совершил в том же месте, где до этого столкнулся с Простом.
Сенна пересёк линию финиша первым, но судьи объявили о дисквалификации гонщика — возвращаясь на трассу после столкновения, Айртон срезал десять метров. Сенна лишился шансов отстоять титул, чемпионом автоматически стал Прост. Сенну дисквалифицировал президент FISA Жан-Мари Балестр, он же несколько лет назад принимал решение об остановке Гран-при Монако.
Ровно через год на этапе в Японии ситуация повторилась, но в общем зачёте впереди был Сенна. Он снова выиграл квалификацию и просил устроителей Гран-при передвинуть поул-позишн на чистую часть трассы. Балестр поначалу согласился, но затем отменил решение. Перед стартом Айртон сказал, что если Прост войдёт в первый поворот лидером, он оттуда уже не выйдет. Так и произошло — в первом же повороте McLaren и Ferrari столкнулись, чемпионский титул достался Сенне.
Вдохновение «Волшебника»
К 30 годам Айртон Сенна добился в Формуле-1 всего. Он был чемпионом, выиграл свыше тридцати Гран-при. Сенна установил рекорд по количеству поул-позишн, державшийся свыше десяти лет. Айртон был лучшим на одном быстром круге и в квалификациях равных ему не было.
«В жизни каждого гонщика возникает момент, когда уже на входе в поворот ты понимаешь, что не вписываешься туда, но вдруг осознаёшь, что каким-то чудом остался на трассе. С этого момента пилотировать нужно только так», - говорил Сенна. Он был неудержим в сложных погодных условиях, за что получил прозвище «Человек дождя». При этом он стремился разобраться в каждой мелочи машины и внимательно следил за физической подготовкой.
В Бразилии Сенну превозносили. Для молодёжи он был идолом, символом надежды на лучшее будущее и национальным героем. Гонщик отвечал родине взаимностью. Он регулярно подчёркивал свою национальность и неизменно носил бейсболку с логотипом своего благотворительного фонда, занимавшегося в Бразилии социальными проблемами.
Тем более обидным для него было то, что выиграть гонку на родине ему никак не удавалось. Лишь в 1991 году, в год своего третьего чемпионства, он наконец победил в Сан-Паулу. Во время круга почёта от переизбытка чувств у него случились мышечные спазмы, из-за которых Сенна чуть не потерял сознание. Позже он заявил, что видел Бога.
«Когда атакуешь на пределе испытываешь очень странные чувства, - делился Сенна. - Чувствуешь себя неуязвимым и в то же время очень хрупким, ведь всё это может в миг исчезнуть».
Переход в Williams
В начале 90-х в Формуле-1 вступили в силу новые правила. McLaren не удалось как следует адаптироваться, и чтобы бороться за титул, Сенна перешёл в Williams, побеждавший последние два года. Однако новый автомобиль оказался капризным и непредсказуемым. Сенна выиграл квалификации трёх первых этапов, но в Бразилии машину развернуло на выходе из поворота, а в Аиде уже на старте в него врезался Мика Хаккинен.
Тем не менее, старт был дан. Сенна снова начинал лидером и на рестарте на седьмом круге возглавлял пелотон. На седьмом круге в быстром повороте Tamburello машина Айртона пролетела мимо поворота и врезалась в отбойник. Один из элементов подвески пробил шлем и повредил череп пилота. Он тут же был доставлен в госпиталь, но медики были бессильны — мозг гонщика уже умер.
Точные причины аварии неизвестны. Согласно официальной версии, перед поворотом сломалась рулевая колонка машины. По другой, машина потеряла сцепление из-за контакта днища с асфальтом. Машина также могла вылететь из-за остывших перед рестартом шин. Айртону Сенне было 34 года.
Незаменимый
Гибель Сенны не на шутку напугала мировую общественность. Публика вспомнила, что автогонки опасны, политики заговорили о запрете чемпионата. Организаторы задумались об усилении мер безопасности, ввели системы крепления шлема и усилили боковую защиту кокпита. Часть трасс была перестроена, бетонные отбойники полностью закрыли слоем старых шин. Новые автодромы проектируются с расчётом на широкие зоны вылета, чтобы повреждённые автомобили успевали замедлиться перед ударом об стену.
В год гибели Айртона Сенны свой первый чемпионский титул выиграл Михаэль Шумахер, в чемпионате взошла новая звезда, а сами соревнования стали совсем другими — с новыми правилами, победителями и проигравшими. Сенна был 50-м гонщиком Формулы-1, погибшим за рулём. К моменту трагедии в Сан-Марино пилоты не погибали на протяжении двенадцати лет. С тех пор прошло уже 20 лет.