Примерное время чтения: 5 минут
408

Алексей Маслов: Китайская грамота

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. «Таможня» даёт добро! 26/09/2012

Алексей Маслов, директор Центра стратегических исследований Китая РУДН, завотделением востоковедения НИУ ВШЭ:

- Ещё на Играх-88, ставших последними для сборной СССР, притязания китайцев на пьедестал были минимальными (11-е место в общем зачёте). За пару десятилетий КНР удалось совершить прорыв, которому нет аналогов в истории спорта.

Вещь в себе

Китайский спорт долго был вещью в себе. Атлеты не выступали за рубежом, а иностранцы в страну не допускались. Исключение делали только для советских специалистов. В 90-х, когда стало понятно, что для рывка в нехарактерных для азиатов видах спорта нужны кадры, китайцы открыли двери британцам и американцам. Но западные тренеры не допускаются в управление командами высших достижений - «золотые» успехи должны остаться только за Китаем.

На задачу «стать великой спортивной державой!» страна не жалеет денег. Ведь мир должен перестать смотреть на КНР как на фабрику производства всего и восхититься величием её граждан. Согласно некоторым источникам, ежегодно правительство выделяет спортивной федерации 700 млн долл. (несопоставимая с Россией цифра).

Не секрет, что в Китае воссоздана советская система массовой физкультуры и спорта - пирамидальный принцип и абсолютное госуправление. Во главе пирамиды стоит всекитайская спортивная администрация (там сидят спортивные функционеры). Председатель администрации 60-летний Лю Пен является также и секретарём парткома этой организации - то есть спорт и партия едины. Под администрацией располагаются спортивная федерация с подразделениями во всех провинциях, куда направляется госфинансирование. Далее идут всевозможные ассоциации, клубы и т. д. Все они так или иначе получают господдержку. Спортивной федерацией финансируется и большая сеть школ, где спорт является одним из профилирующих предметов (это бесплатные школы, специализирующиеся на каком-то одном виде спорта).

Подготовка профессиональных спортсменов начинается со спортинтернатов, которыми щедро усеяны провинции Китая. Стоит такой интернат 300-500 долл. в год (для деревенских жителей, конечно, это большие деньги, зато сюда входят питание, одежда и т. п.). Талантливый ребёнок долго в таком интернате не задерживается, а уходит в спортивный центр провинции.

Спорт в Китае открывает дверь в лучшую жизнь. Спортсмену, выступающему за олимпийскую команду, назначается хорошая зарплата. Его переселяют из барака в однокомнатную квартиру. Что касается премий за победы, то, по расхожей версии, деньги государство платит только за «золото» (олимпий­ская победа - 50 тыс. долл.). Однако есть информация, что Китай специально транслирует на публику идею, что поощряет лишь победителей. На самом же деле бонусы выплачивают не только тем, кто встал на выс­шую ступень пьедестала.

За все эти блага спортсмены расплачиваются соблюдением жесточайших норм коллективного молчания. Это касается не только подготовки, но и личной жизни. И конечно, никакой критики спортивной системы.

В Китае функционируют порядка 100 лабораторий, занимающихся разработками в области подготовки спортсменов. В ход идёт опыт традиционной медицины - это и цигун (искусство саморегуляции организма), и фитотерапия (приём трав, которые могут изменять состав крови, вызывать выброс гормонов), и т. п. Эти разработки, само собой, держатся в секрете. Даже при желании спортсмен не может выболтать тайну, ибо сам не знает, чем и зачем его пичкают.

Из-под палки?

Китай сегодня имеет самую большую в мире выборку потенциальных спортсменов. И дело не только в системе. Китайскому обществу в принципе присущ гедонизм - то есть получение радости от всего, чего угодно. Никто здесь не занимается физкультурой из-под палки.

Есть ещё моменты, связанные с менталитетом и нашедшие отражение в спорте. Например, в тех дисциплинах, где нужен креатив, у китайцев получается не очень. Скажем, художественная гимнастика. Дело в том, что китайца в отличие от американца с детства учат не выделяться из толпы, и это накладывает определённый отпечаток. Они очень механистичны и следуют стереотипам. Борьба, бокс (там, где надо проявить себя) им плохо даются.

В Китае, как и в Южной Корее, особое отношение к наставнику, тренеру. Абсолютное подчинение. При этом тренировки очень жёсткие. Наши родители просто забрали бы ребёнка из такой школы, а американцы ещё бы и засудили тренера. Но в Азии нет такой боязни за своего ребёнка, поэтому так много детей занимается во всевозможных секциях. Это, кстати, к вопросу о формуле корейского успеха: выборка плюс финансирование (Корея - также одна из стран - лидеров по вливаниям в спорт).

Впрочем, несмотря на все спортивные достижения Китая, Россия не должна развиваться по азиатскому принципу, где государство несёт все расходы по спорту от начала до конца. Наша страна организована абсолютно по-другому, поэтому мы, напротив, должны уменьшать вливания госбюджета и передавать финансирование спонсорам, создавая им условия. Нам надо развиваться по примеру Запада, где организации, проявляющие заботу о здоровье населения, освобождаются от массы налогов.

Отдельный вопрос - объёмы финансирования. И вот здесь нам есть чему поучиться у Китая. Ведь если мы посмотрим, на что в России уходит очень большая часть денег, то это, как ни странно, коммунальные платежи, аренда залов. В Китае эта аренда формально существует, но стоит копейки. Поэтому сама по себе базовая подготовка спортсмена очень дешёвая.

Так что задача № 1 для нас - уменьшение себестоимости самого российского спорта.

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы