«Лев» — настоящее открытие этого сезона в Континентальной хоккейной лиге (КХЛ). По крайне мере, в этом убеждено огромное количество болельщиков, об этом трубят многие хоккейные специалисты. Ещё бы — скромный чешский клуб с бюджетом почти в два раза меньше, чем у питерского СКА, вышел в финал Кубка Гагарина — заветная цель, к которой «армейцы» безуспешно идут вот уже который сезон, не жалея ни средств, ни времени, ни человеческих ресурсов.
Сборная vs клубы
Так в чём же феномен «Льва»? Почему небольшой чешский клуб побеждает российских гигантов? Благодаря чему эти бравые чешские парни идут вперёд?
А нет никакого феномена. Вернее, он есть, но к пражской команде он относится только косвенно. Этот «феномен» создала сама КХЛ, когда запретили российским клубам в заявке на сезон указывать более пяти иностранных фамилий — лимит на легионеров. Причём этот лимит существует лишь для российских клубов. Командам же из Чехии, Хорватии, Казахстана, Украины, Белоруссии, Латвии, а со следующего года ещё и из Финляндии можно вносить в заявку неограниченное количество игроков. Главное — чтобы в заявке на сезон присутствовали фамилии как минимум пяти хоккеистов из своей страны. Вот и играют против россиян не бравые чешские парни, а настоящий легион, собранный из чехов, финнов, шведов, канадцев и даже словаков.
Вы спросите, зачем всё это делается? Всё очень просто — лимит на легионеров введён в интересах сборной России. Таким образом якобы на бескрайних просторах нашей родины должно произрасти огромное количество талантливых хоккеистов для национальной команды, которые вернут былую славу советского хоккея нынешней сборной — российской. Работает? Мы все сами видели на Олимпийских играх. Да и к Континентальной хоккейной лиге сборная, представшая перед нами в Сочи, составленная в основном из россиян, играющих в НХЛ, имела достаточно опосредованное отношение.
Закручиваем гайки
В КХЛ же считают, что всё дело в легионерах, заполонивших российские хоккейные клубы. Представьте себе только, из 22-х российских клубов КХЛ, если посчитать, что в среднем в клубе играет порядка 30-ти хоккеистов, то общее количество игроков в российских командах составляет 660 человек. 5 хоккеистов в каждой команде — легионеры, то есть 110 на все российские команды — с небольшой погрешностью, конечно. Да, с одной стороны, может, и много. Но, если учесть, что остальные 550 хоккеистов — россияне, то получается достаточно неплохая цифра. Уж 30 игроков для сборной из пяти сотен найти как-то можно. Тот же самый тренер футбольной сборной, Фабио Капелло, за такую возможность готов был бы на всё, включая даже голодовку.
Но в КХЛ считают, что российских игроков в клубах зажимают. Посему со следующего года лимит на легионеров, который команды требовали и вовсе отменить, станет только жёстче — три иностранных хоккеиста в заявке на сезон — не больше.
И ещё большей актуальности такому решению руководства Континентальной хоккейной лиги придаёт распоряжение, которое отдал Президент России Владимир Путин правительству, а следовательно, министру спорта Виталию Мутко — установить порядок привлечения иностранных спортсменов, тренеров и иных специалистов по зимним и летним игровым видам спорта (хоккей, футбол) для осуществления ими трудовой деятельности в Российской Федерации и возложить ответственность за соблюдение такого порядка на федеральный орган исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта.
Что это означает? В ближайшее время в России появится искусственное ограничение на подписание контрактов с иностранными тренерами и спортсменами. Они, конечно, останутся, но для того, чтобы работать на территории России в российском спорте, должны будут отвечать ряду критериев. В идеале — быть лучше своих российских коллег. Как это будет определяться — решит Министерство спорта во главе с Мутко. Причём, если уж проблема вышла на государственный уровень, понятно, что одним хоккеем дело не ограничится, затронув весь спорт.
Поэтому АиФ.ru предлагает сравнить лимиты на легионеров и ограничения для работы иностранных спортсменов, которые существуют в разных странах мира в разных видах спорта. Начать предлагаем с хоккея.
Хоккей
На Олимпиаде в Сочи-2014 сборная России в четвертьфинале проиграла финнам. Да, большинство из них выступали за клубы НХЛ, а некоторые приехали даже из КХЛ, но выросли-то они в финском хоккейном чемпионате. А финская лига как раз в этом сезоне пришла к полной отмене лимита на легионеров после того, как в стране существовало ограничение — не больше троих хоккеистов, не обладающих паспортом страны Евросоюза, в заявке на чемпионат.
В финале Олимпиады на лёд против канадцев вышли шведы. А в их чемпионате как раз лимит на легионеров присутствует. Но он намного более формальный, чем в КХЛ для российских клубов. За шведскую команду может играть всего два легионера. Жёстко, но весь вопрос в том, кого считать легионерами. А иностранцами в чемпионате Швеции не считаются граждане стан не только Евросоюза, но и стран, входящих в европейскую экономическую зону. Получается, что лимит отсекает американцев с канадцами, россиян и швейцарцев, которые входят только в зону Шенгена.
Кстати, швейцарцы не только не выпускают хоккеистов, но и не очень охотно впускают к себе иностранцев. В чемпионате Швейцарии действует лимит — не больше четырёх легионеров в заявке клуба на сезон. Этим многие объясняют небывалый прогресс швейцарской сборной. Но тут надо учитывать одну особенность — в швейцарском первенстве принимают участие не 22 команды, как в КХЛ из России, а всего 12 клубов. В таком режиме, да ещё и при неразвитом хоккее, лимит — дело необходимое.
Более интересная и продвинутая система действует в Чехии. Там в команде разрешается иметь не более 15 хоккеистов 23 лет и старше. Также в составе должно быть как минимум три игрока 20–22 лет и как минимум один хоккеист 19 лет или младше. Под эти пункты регламента не подпадают два вратаря. При всём при этом количество иностранцев в клубе не может превышать трёх. Но к иностранцам относятся неграждане Евросоюза — с этим легче.
Футбол
В футболе всё проще, чем в хоккее, но тоже со своими заморочками. Так, в европейском футболе существует три разных вида лимита на легионеров. Первый — ограничение для футболистов без паспорта Евросоюза. Второй — любой иностранец считается легионером. Третий — английский, особенный. С него и предлагаем начать.
В Англии как такового лимита на легионеров не существует. На поле может выйти хоть 11 сенегальцев. Отбирают же футболистов на законодательном уровне и по качеству. Так, в стране не может получить разрешение на работу игрок, за последние два года не принявший участие в 75 % матчей своей национальной сборной. Таким образом, в страну гарантированно въезжает качественный игрок, а не дешёвая затычка на место дорогостоящих доморощенных игроков. Есть, конечно, исключения из этого правила, но они в основном касаются талантливых молодых футболистов, каждый из которых должен получить отдельное одобрение футбольной федерации.
Третий вид лимита — обычный, привычный нам лимит на иностранцев. Но такой лимит в Европе встречается достаточно редко. Он действует разве что в Чехии — не больше трёх легионеров в клубе — и во Франции — не больше четырёх легионеров. Причём хитрые французские клубы научились его легко обходить, ведь во Франции иностранцами не считаются жители бывших французский колоний, таких как Алжир, Марокко, Камерун или, скажем, Сенегал.
В Голландии же с Бельгией лимит на легионеров отсутствует вовсе.
Баскетбол
Можно ли связывать отмену лимита с провалом на чемпионате Европы? Можно, но с огромной натяжкой. Вряд ли полгода без лимита могли так пагубно сказаться на нашем баскетболе. Скорее всего, на результат повлияли другие разрушительные процессы, проходившие осенью прошлого года в нашем баскетболе.
Сильнейшей лигой мира является Национальная баскетбольная ассоциация, в которую входят клубы из США и Канады. Как мы понимаем, в НБА, где выступают и Кириленко, и Мозгов, и Швед, никакого лимита на легионеров нет.
В европейских же лигах — в каждой по-своему, но в сильнейших чемпионатах ограничения, хоть иногда и условные, присутствуют.
Чуть более строгий и запутанный лимит в испанском чемпионате, где выступают такие гранды, как «Барселона» и «Реал». В Испании в заявке на игру одновременно должно присутствовать не менее пяти испанских игроков, не более пяти иностранцев из других стран ЕС и не более двух игроков без паспорта ЕС. Причём иностранец не будет считаться легионером, если он успел подписать контракт с любым из испанских клубов до наступления своего 20-летия.
В чемпионате Италии — не менее пяти местных игроков в заявке на матч, не более пяти иностранцев из стран, не входящих в ЕС. Во Франции — не более семи любых иностранцев в заявке на матч, включая и страны Евросоюза.
В сильном чемпионате Сербии в заявке клуба на игру не может присутствовать более четырёх иностранцев. Причём обладание сербским паспортом ещё не делает тебя сербом. Если ты с сербским паспортом играешь за национальную сборную другой страны, например Боснию и Герцеговину, в Сербии ты будешь считаться легионером.